Олимпийский факел, который путешествует по континентам под девизом «один мир – одна мечта», теряет ореол символа сплочения и дружбы. Вчера в Париже, как и в воскресенье в Лондоне, эстафету сопровождали демонстрации протеста против репрессий в Тибете. Добившись права провести Олимпиаду, Китай вызвал на себя огонь правозащитников.
В Париже на всем протяжении 28-километрового маршрута эстафеты от Эйфелевой башни до Олимпийской штаб-квартиры Франции были выставлены полицейские кордоны. По словам начальника полиции Парижа, огонь охранялся на том же уровне, что и главы иностранных государств. Однако это делу не помогло. Бегуны смогли пронести олимпийский факел всего на протяжении 200 метров, затем их посадили в автобус - на пути эстафеты оказались протестующие. Несколько человек были арестованы. Накануне в Лондоне, как заметила газета Times, церемония шествия огня превратилась «в фарс и позорный спектакль».
Проигнорировать протесты не смог даже президент Международного олимпийского комитета (МОК) Жак Рогге. Выступая на заседании МОК, открывшемся в Пекине, Рогге призвал «к быстрому и мирному урегулированию в Тибете». Однако, судя по реакции китайских официальных лиц, это заявление не произвело на них никакого впечатления. Представитель Олимпийского оргкомитета Пекина Сунь Вэйдэ сказал, что демонстрации в Лондоне были вызваны происками кучки тибетских сепаратистов.
Но эта кучка оказалась поистине могучей, поскольку даже 2 тыс. «бобби», охранявших огонь, едва не утратили контроля над ситуацией. В районе Ноттинг-Хилл молодой мужчина прорвался сквозь оцепление и почти выхватил факел из рук английской телеведущей, участвовавшей в эстафете. В последний момент стражам порядка удалось повалить мужчину на землю и надеть на него наручники. А в самом центре британской столицы опасность прорыва двойной линии охраны (первую линию образовали английские полицейские, вторую – китайские телохранители) вынудила организаторов шествия поместить факел в автобус. Факел снова передали спортсменам, когда полиция сочла, что большинство демонстрантов отстали от автобуса. Тем не менее выкрики «Позор Китаю» и тибетские флаги, поднятые над головами зрителей, сопровождали факел до конечного пункта назначения.
Словом, церемония, которую организаторы замыслили как праздник спортивных идеалов мира и гармонии, превратилась в многочасовое состязание между правозащитниками, сторонниками независимости Тибета и китайскими эмигрантами, поддерживающими Олимпиаду.
Центральным пунктом эстафеты стал дворик особняка по адресу Даунинг-стрит, 10, – резиденции британского премьер-министра. Главе правительства Гордону Брауну пришлось в связи с этим взвалить на себя нелегкую миссию – тепло поприветствовать олимпийское пламя. Премьер, естественно, не желал вызвать отчуждение у тех соотечественников, которые недовольны проведением Олимпиады в Китае. Ведь Китай – это государство, где диссидентов преследуют и сажают. Но в то же время премьер не мог забыть об интересах британских корпораций, работающих в Китае, как и о необходимости поддерживать с ним хорошие политические отношения.
Эта деликатная ситуация вынуждает Брауна совершать сложные ходы. С одной стороны, он, как и президент США Джордж Буш, планирует приехать на открытие Олимпийских игр в августе. С другой стороны, Браун примет в мае Далай-ламу, который прибудет в Британию.
Линия Брауна разошлась в данном вопросе с курсом президента Франции Николя Саркози. Французский лидер дал понять, что не будет присутствовать на церемонии в Пекине, если Китай не прекратит преследования в Тибете.