Мило Джуканович (слева) знает, кому можно доверить управление страной.
Фото Reuters
Действующий президент Черногории Филип Вуянович (коалиция «За европейскую Черногорию») одержал победу на выборах главы государства. По предварительным данным, за Вуяновича отдали голоса 52,3% избирателей. Сторонники президента уже в воскресенье вечером начали праздновать победу. В центре Подгорицы, столицы страны, был устроен фейерверк.
Успех Вуяновича ни для кого не стал неожиданностью. Единственная интрига воскресных выборов, организованных впервые с момента обретения Черногорией независимости (в 2006 году), заключалась в том, удастся ли Вуяновичу победить уже в первом туре. Как видно, ему это удалось. В прошлый раз президентский мандат достался Вуяновичу лишь по итогам второго тура. Выступая перед своими сторонниками после голосования, он пообещал оставаться в течение предстоящего пятилетнего срока президентом всех черногорцев и призвал сограждан к единству на пути в Европейский союз.
Вуянович, занимавший высшие государственные посты с 1993 года, продолжит работать в связке с «архитекотором» черногорской независимости, председателем Демократической партии социалистов Мило Джукановичем. Последний, по сути, контролирует страну на протяжении 20 лет, и Вуянович является его ставленником. Джуканович сейчас занимает пост премьер-министра, а ранее был президентом (еще раньше близким сподвижником экс-лидера Югославии Слободана Милошевича). Именно союз с пользующимся большой популярностью Джукановичем обеспечил переизбрание Вуяновича на второй срок. В то же время этому способствовали относительно недавний успех референдума о независимости и хорошо организованная кампания кандидата власти.
Комментируя успех товарища по партии, Джуканович заявил, что результат голосования подтверждает: ДПС проводит верную политику. Он призвал оппозиционные партии примкнуть к коалиции сторонников евроинтеграции. Впрочем, никто из соперников ДПС и не противится вступлению Черногории в ЕС. Разногласия касаются прежде всего внутренних вопросов.
Соперники Вуяновича – Андрия Мандич, Небойша Медоевич и Срджан Милич – признали поражение, сообщает радиостанция B92. Мандич («Сербский список»), пришедший к финишной прямой вторым, выразил сожаление в связи с тем, что результаты оппозиционных сил оказались ниже ожидавшихся. Он также заявил об усилении позиций «списка» (14% на парламентских выборах 2006 года и 19,3% на нынешних президентских выборах). Мандич отметил, что «список» поддерживают 75% черногорских сербов, которые, в свою очередь, протягивают руку всем народам с целью построения лучшего будущего.
Более других результатами голосования разочарован Медоевич (Движение за перемены). Он заявил, что считает себя более достойным кандидатом, чем победитель. По мнению Медоевича, никаких перемен к лучшему избирателям теперь ждать не стоит. «Мы ожидали, что у сказки будет счастливый конец. Однако граждане Черногории еще не готовы оказать необходимую поддержку демократическому кандидату, демократии и нормальному правовому европейскому государству», – посетовал политик, набравший 17,7% голосов. По его словам, «тайная полиция, подконтрольные СМИ, деньги и страх, живущий в людях, сделали свое дело». В свою очередь, Срджан Милич (Социалистическая народная партия) пожелал всем здоровья и счастья и выразил мнение, что в Черногории теперь наступает время примирения. Он отметил также усиление позиций СНП, набравшей 12%.
Черногория ступила на путь суверенитета последней из республик бывшей Югославии. По завершении трехлетнего периода существования «Государственного сообщества Сербии и Черногории» (образования, не имевшего аналогов в истории), власти Черногории провели референдум о независимости (21 мая 2006 года). Тем самым Черногория вернула себе независимость, признанную еще на Берлинском конгрессе 1878 года – наравне с Сербией. А заодно – завершился процесс распада СФРЮ, начавшийся в 1991–1992 годах с отделения Словении, Хорватии, Македонии, а также Боснии и Герцеговины.
Движение черногорцев к самостоятельности началось во второй половине 1990-х годов, когда Джуканович из соратника Милошевича превратился в его непримиримого противника. Поначалу Джуканович требовал от Белграда закрепить за Подгорицей право на самостоятельную внешнюю политику, но впоследствии поставил своей целью полную независимость. Устремления «борца с режимом Милошевича» нашли поддержку у Евросоюза и США.
Россия предпочитала до момента мирного развода Сербии и Черногории действовать с оглядкой на Белград. Впрочем, официальная осторожность Москвы не мешала российскому бизнесу приступить к активному освоению самой маленькой балканской страны. К сегодняшнему дню русские взяли под контроль алюминиевую отрасль и значительную часть недвижимости на черногорском побережье. Кстати, в сферу недвижимости поступает более половины всех зарубежных инвестиций (в прошлом году они составили более 500 млн. евро и большая их часть приходится на россиян).
Многие считают Черногорию «частным» государством Джукановича, отмечая, что путь к независимости был связан с его стремлением сохранить власть и неприкосновенность (ввиду расследования в Италии по подозрению в контрабанде сигарет и связях с мафией).
Несмотря на поток туристов и рост инвестиций (в 2007 году их объем увеличился на 50% по сравнению с 2006-м), уровень жизни черногорцев невысок, а безработица остается одной из главных проблем. Как бы там ни было, выгодное экономико-географическое положение Черногории позволяет стране рассчитывать на ускоренное развитие и относительно быстрое продвижение в ЕС. По крайней мере по сравнению с Сербией.