«Более тесное взаимодействие с НАТО – в интересах России, вопрос лишь в том, насколько учитываются (альянсом. – «НГ») позиции нашей страны», – такую характеристику подходов Москвы в преддверии встреч в Бухаресте и в Сочи дал помощник президента РФ Сергей Приходько. Владимир Путин прибудет в Бухарест во второй половине дня 3 апреля и в тот же вечер примет участие в совместном ужине с лидерами стран НАТО. 4 апреля пройдет официальное мероприятие с участием президента РФ – саммит Россия–НАТО.
Уже через день действие перенесется в Сочи – там состоится российско-американская встреча в верхах. В рамках этого мероприятия пройдут беседы президента США Джорджа Буша с президентом РФ Владимиром Путиным и избранным президентом Дмитрием Медведевым.
Как могут повлиять на обсуждение вопросов взаимодействия России с Североатлантическим альянсом и США решения саммита НАТО, прежде всего касающиеся перспектив вступления Украины и Грузии в альянс? Источник «НГ» в Кремле дал понять, что для России было бы «политически лучше», если в Бухаресте будет принята компромиссная формула вместо формального предоставления плана действий по членству в НАТО.
Что касается саммита Россия–НАТО, то от него в Кремле все же ожидают новых шагов в развитии взаимодействия. Они отразятся в совместном заявлении, которое будет принято по итогам встречи. Заметное место в нем будет уделено сотрудничеству в борьбе с терроризмом, в том числе применительно к Афганистану. Российская сторона отмечает, что хотя в Афганистане альянс действует вне традиционных рамок своей ответственности, но в то же время обе стороны там уже успешно взаимодействовали.
Речь идет о транспортировке через российскую территорию грузов для войск НАТО, действующих в Афганистане. Возможны новые шаги в этом направлении, в частности достижение договоренностей о предоставлении «коридора» для транспортировки грузов наземным путем.
Состоится ли обсуждение планов размещения элементов американской ПРО в Чехии и Польше? Разговор на эту тему состоится и в Бухаресте, и в Сочи. Но, как разъясняют источники в Кремле, острота вопроса спала. С одной стороны, Москва не смогла добиться от Вашингтона позитивного ответа на предложения об использовании РЛС в Габале и Армавире. А с другой – получены ответы на некоторые ее озабоченности в связи с американскими планами.
По словам Приходько, идет подготовка совместного документа о так называемых «стратегических рамках» для российско-американских отношений для взаимодействия на переходный период на перспективу. Войдут ли в итоговый документ взятые на себя американцами обязательства, в частности о допуске российских экспертов на объекты ПРО в Чехии и Польше, пока неизвестно.
«Документ должен быть честным, – отмечает помощник российского президента. – Есть проблема в отношениях, о которых нельзя упомянуть». По вопросам ПРО, ДОВСЕ и СНВ партнеры грешат односторонностью, нежеланием слышать наши аргументы». «Нельзя не сказать о нашем принципиальном неприятии натовского расширенчества и втягивания в альянс Украины и Грузии. У нас здесь несовместимые подходы», - отмечает помощник президента РФ.