Столица Кипра Никосия может воссоединиться до конца месяца. Вчера начался демонтаж заграждений, разделявших главную улицу города в течение последних 50 лет. Во многом символическое мероприятие призвано стать первым реальным шагом к урегулированию многолетнего противостояния между турецким севером и греческим югом острова.
Снятие КПП на улице Ледра – важнейший этап реализации соглашения, достигнутого в минувшую пятницу между президентом Республики Кипр, лидером греков-киприотов Димитрисом Христофиасом и главой общины турок-киприотов Мехметом Талатом. Оно предусматривает возобновление мирных переговоров между противоборствующими сторонами с целью достижения в конечном итоге полного объединения Кипра.
В результате межэтнического конфликта Никосия (Лефкоша) была перегорожена еще в 1958 году. А в 1974 году остров вовсе раскололся на Турецкую Республику Северный Кипр (ТРСК), признаваемую только Турцией и охраняемую многотысячным контингентом ее вооруженных сил, и Республику Кипр (РК), являющуюся полноценным государством, входящим в состав ООН. С тех пор мировая дипломатия предпринимала не одну попытку разрешить кризис, но все они оказывались безуспешными.
Реальный прогресс наметился только после того, как за дело взялись Анкара и Афины. Их непримиримые позиции по кипрскому вопросу являлись чуть ли не основным препятствием на пути воссоединения острова. Препятствовали они и стремлению Турции вступить в ЕС, членами которого являются как Греция, так и РК. Теперь в результате многочисленных консультаций между греческим и турецким руководством, в том числе и на уровне глав МИДов, у Кипра появился новый шанс, а у турок – союзник в деле присоединения к Евросоюзу.
Впрочем, сами переговоры между киприотами еще толком не начались. На их подготовку, которой будут заниматься специальные комиссии с каждой из сторон, отведено три месяца. Да и открытие улицы Ледра – чисто технически сложная и дорогостоящая задача. Ведь Никосию разделяет не только стена, но и 80-метровая заминированная буферная зона.
Эта опасная для жизни территория заполнена полуразрушенными домами и, как говорят местные жители, является царством крыс. На приведение ее в надлежащий вид Еврокомиссия выделила 100 тыс. евро. Бригады саперов и других специалистов вчера уже приступили к работе. Но смогут ли они ее завершить, вопрос в том числе и политический.
Принципиальная договоренность о создании комиссий и рабочих групп была достигнута и ранее – в 2006 году по линии так называемого процесса Гамбари (по имени Ибрагима Гамбари, занимавшего тогда пост заместителя генсека ООН). Но к каким-либо подвижкам это не привело. Не привела и предшествующая инициатива ООН: в 2004 году в обеих частях острова состоялся референдум о его воссоединении. Однако греки-киприоты проголосовали против предложенного плана.
Противоречия сохраняются и по сей день. Греция и РК хотели бы, чтобы Кипр стал единой республикой, тогда как Анкара и ТРСК настаивают на федеративном варианте. По мнению аналитиков, новый лидер южан, избранный в прошлом месяце президентом республики Христофиас, в большей степени готов к компромиссам, нежели его предшественники. Во всяком случае, свою кампанию он вел именно под лозунгом: «Да здравствует кипрский народ, да здравствует воссоединение острова!»
Тем не менее большинство наблюдателей пока выражают осторожный оптимизм. Помимо решения политических вопросов киприотам предстоит преодолеть и чисто бытовые препятствия. Кровопролития начала 70-х годов прошлого века оставили глубокие раны у обеих общин. И одних переговоров недостаточно для того, чтобы они залечились.