Верховный суд США рассматривает дело, которое затрагивает право штатов запрещать продажу оружия в частные руки. От решения суда, которое неизбежно даст толкование Второй поправки к Конституции, зависит режим распространения личного оружия в Соединенных Штатах.
С иском в Верховный суд обратился проживающий в столице – округе Колумбия некий Дик Хеллер, по профессии охранник. Он оспаривает правомочность введенного в округе запрета на личное оружие, что лишает его возможности приносить домой служебный пистолет. В обоснование иска Хеллер ссылается на Вторую поправку к Конституции США. Ратифицированная 216 лет тому назад, в 1791 году, поправка, являющаяся частью так называемого Билля о правах, провозглашает: «Поскольку для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное народное ополчение, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям».
Несмотря на некоторую неясность приведенной формулировки, поправка рассматривается как санкционирующая владение гражданами страны огнестрельным оружием.
Однако сомнения в правильности такого толкования поправки все это время не сходили с уст адвокатов, политических деятелей и рядовых граждан США. Кому же в действительности предоставляет Вторая поправка право владения огнестрельным оружием? Частным лицам или правозащитным органам? Впервые Верховный суд США попытался дать ответ на этот вопрос в 1939 году. Но тогда судьи не смогли разрешить эту правовую дилемму.
По данным Бюро криминальной статистики США, в настоящее время на руках у трехсотмиллионного населения страны находится 258 млн. стволов – пистолетов, полуавтоматов и автоматов. Огнестрельным оружием обладают 40% всех американских семей. В то же время 58% совершеннолетних граждан страны считают, что продажа огнестрельного оружия должна регулироваться строгими ограничительными правилами либо вообще должна быть запрещена.
Независимо от толкования поправки в отдельных местах, в частности в округе Колумбия, г. Нью-Йорке и некоторых других, был введен запрет на личное огнестрельное оружие. Там, где нет такого запрета, действуют определенные правила и ограничения на продажу оружия, которые многие считают недостаточными. Ныне Верховному суду вновь предстоит попытаться ответить на щепетильный вопрос: чего же в действительности 216 лет тому назад добивались отцы-законодатели, составившие Вторую поправку? Ее текст состоит на английском всего из 27 слов, но они и по сей день будоражат общественное мнение страны. Вместе с тем суд должен будет определить, конституционен ли действующий в округе Колумбия запрет частным лицам на пользование огнестрельным оружием и хранение его.
По мнению чикагского адвоката Томаса Спака, выводам судей высшей судебной инстанции суждено положить конец общественным спорам о толковании положения Конституции страны. Ход прошедшего 18 марта первого заседания Верховного суда, длившегося 98 минут, дает повод считать, что судьи готовы подтвердить право граждан США на пользование огнестрельным оружием в качестве средства защиты.
Правда, многие надеются на то, что окончательное решение суда, которое должны объявить в конце июня текущего года, будет иным. Так, на запрет огнестрельного оружия рассчитывает жительница Чикаго Денис Рид, мать 14-летней дочери, Старкессии, убитой шальной пулей гангстеров. «Я надеюсь на то, что Верховный суд наложит запрет на продажу оружия, – сказала она в беседе с корреспондентом «НГ». – Это позволит сохранить жизнь сотен безвинных жертв уличных гангстеров. Я категорически против свободной торговли оружием в нашей стране».
Иную точку зрения высказал представитель Национальной стрелковой ассоциации Эндрю Аруланандам. По его словам, такой запрет принесет больше вреда, чем пользы. А Джон Куллертон – сенатор Генеральной ассамблеи, высшего законодательного органа штата Иллинойс, сказал «НГ», что законодательные запреты на оружие не могут быть панацеей в борьбе с преступностью.
Совершенно иного мнения придерживается мэр Чикаго Ричард Дейли. По его инициативе несколько лет назад в этом городе был принят закон, утвердивший меры регулирования и контроля продажи всех видов огнестрельного оружия. На его основании за последние два года полиция конфисковала почти 13 тыс. пистолетов, полуавтоматов и автоматов, находившихся в незаконном владении. «Я – сторонник строгого контроля пользования огнестрельным оружием, – сказал в беседе с корреспондентом «НГ» Дейли. – Он служит жителям нашего города».
Не случайно о праве населения владеть огнестрельным оружием или, наоборот, необходимости ограничить его распространение все чаще высказываются политики. Эта тема определенно займет важное место в разгорающейся все сильнее избирательной кампании в США.
Чикаго