Теракты давно уже стали повседневным явлением.
Фото Reuters
Вчера, в пятую годовщину начала иракской кампании, президент Джордж Буш заявил, что эта война стоила тех «высоких людских и финансовых потерь», которые понесли США. В Ираке погибли почти 4 тыс. американских военнослужащих, а война уже обошлась в 500 млрд. долл. В то же время, по некоторым оценкам, погибли около миллиона иракцев. Один из последних терактов – осуществленный в Кербеле в понедельник, унес жизни 40 человек.
Через пять лет после вторжения многонациональных сил, предпринятого 20 марта 2003 года, премьер-министр Нури аль-Малики доложил, что межконфессиональное насилие полностью прекратилось.
По мнению Аль-Малики, шииты и сунниты теперь живут в согласии и гармонии, а продолжающееся насилие имеет политический, а не религиозный характер.
Между тем страна продолжает существовать в тяжелейших условиях. Как отмечают большинство наблюдателей, коррупцию и все остальные недостатки бывшей администрации заменили столь же бездарным управлением «освободителей», а по сути – оккупантов. Такое же мнение высказал и Али Алауи, занимавший с 2003 года посты министров торговли, обороны и финансов, в своей недавно изданной книге «Оккупация Ирака». Алауи уверен, что в проигрыше оказались как иракцы, так и американцы. Нынешний кризис, пишет Алауи, – явное доказательство недальновидности тех, кто в 2002 году в Вашингтоне планировал операцию.
Многие эксперты, которые действительно понимали специфику Ирака, предупреждали: вторжение приведет к опасному расколу общества и территории. Но их голос не был услышан. В итоге все, что мы видим сегодня, – это очевидный пример самонадеянности, проявленной оккупационной администрацией с первых же дней ее прихода к власти.
Отметим, что Али Алауи приходится кузеном первому постсаддамовскому президенту Ирака Айяду Алауи. Он хорошо знаком с развитием событий в стране сразу после свержения бывшего режима. В том числе и с деятельностью временной администрации Пола Бремера, который, по словам автора, прилагал особые усилия для того, чтобы максимально отдалить иракцев от каких-либо государственных дел в период своего правления.
К грубейшим ошибкам оккупационных властей большинство иракских экспертов относят роспуск регулярных вооруженных сил Ирака, которые были вполне способны сыграть роль в предотвращении хаоса и разгула насилия. Кроме того, удалось бы избежать массового перехода военных в ряды сопротивления. Другой ошибкой стала «дебаасификация». В результате этой политики были уничтожены или маргинализованы тысячи членов свергнутой правящей партии «Баас», занимавших ранее посты в министерствах, ведомствах и других госструктурах. Таким образом, возник острейший кадровый дефицит.
К тяжелым последствиям привела децентрализация управления финансами страны. Хаос в Министерстве финансов привел к сбою в системе распределения денежных средств, прекращению реализации целого ряда важных проектов, невыплатам зарплат и так далее. А предоставленная временной администрацией поддержка отдельным предприятиям и компаниям стала причиной возникновения легальных и нелегальных монополий.
Внезапное введение рыночной экономики способствовало сколачиванию капитала отдельными лицами путем простого разворовывания или присвоения с помощью других незаконных схем государственных активов и ресурсов. Огромные денежные суммы и другие ценности в одночасье оказались за границей на частных банковских счетах и в хранилищах.
Сохранение Бремером в новых условиях системы квотирования топлива, существовавшей при Саддаме Хусейне, обеспечило расцвет черного рынка и контрабанды, что, в свою очередь, опустошило бюджет. Провальной была политика США и на других социально-экономических направлениях: здравоохранение, образование, коммунальные услуги и т.п.
Нынешний премьер аль-Малики, находящийся на этом посту уже более года, пытается представить свое правление как период примирения и восстановления нормальных отношений между различными политическими, религиозными и этническими силами страны. При этом он подчеркивает, что государство досталось ему в самом плачевном состоянии практически за всю историю.
В течение пяти лет войны мировые СМИ уделяли внимание прежде всего финансовым затратам и человеческим потерям сил коалиции. Точных данных о количестве жертв среди мирного населения Ирака и об экономическом ущербе, нанесенном стране, до сих пор нет. Лишь в последние год-два стали появляться более или менее адекватные цифры.
Так, согласно некоторым подсчетам, с момента американского вторжения погибло около 655 тыс. мирных иракцев. Большинство же антивоенных организаций утверждает, что это число должно быть как минимум вдвое больше. В свою очередь, Министерство здравоохранения Ирака утверждает, что в среднем ежедневно гибнет до 100 иракцев.
Разнятся и данные о числе беженцев. По оценкам, за границу была вынуждена уехать пятая часть населения. При этом подавляющее большинство бежавших – интеллигенция: врачи, учителя, инженеры, ученые. Огромными темпами продолжает сокращаться численность школьников и студентов.
Впрочем, в жизни иракцев появился и положительный момент. Они обрели свободу слова. Правда, эта свобода за минувшие пять лет стала причиной гибели более 230 журналистов.
Багдад