После вчерашнего заседания правительства Сербии в Белграде официально объявлено о роспуске парламента и досрочных выборах. Такое решение связано с политическим кризисом, обострившимся после провозглашения независимости Косово. Голосование пройдет 11 мая, и по его итогам, как прогнозируют эксперты, вновь будет образовано коалиционное правительство.
Когда в субботу премьер-министр Сербии Воислав Коштуница созвал экстренную пресс-конференцию, получившим приглашение журналистам уже все было ясно. Премьер в непривычной для него ясной и короткой форме сказал: «Правительству конец».
Прелюдией к этому стало голосование на заседании кабинета по проекту резолюции о возможности ведения дальнейших переговоров с Европейским союзом. В проекте, разработанном ультранационалистической Сербской радикальной партией, главным тезисом было то, что Сербия может войти в Евросоюз, только имея край Косово в своем составе. Документ поддержали сам премьер Коштуница и министры из возглавляемой им так называемой народной коалиции. Но большинство в правительстве составляли министры из Демократической партии президента Бориса Тадича и партии «Г-17 плюс», требующих безусловного и быстрого продвижения страны «в Европу», иными словами – ускорения переговоров с ЕС независимо от косовского «случая». Они проголосовали против, после чего Коштуница заявил, что более не верит в искренность позиции партнеров относительно непризнания независимости Косово. Все остальное было вопросом дней.
Правда, по слухам, Коштуница как раз в эти дни вступил в переговоры с лидером радикалов Томиславом Николичем с предложением об оформлении нового парламентского большинства и соответственно нового состава кабинета. Николич отказался.
Вчера Коштуница официально обратился к Тадичу с инициативой о роспуске парламента и проведении новых выборов 11 мая. Эту инициативу приветствовали практически все ведущие партии, считая создавшееся положение «невыносимым». Негодуют лишь косовские сербы, считающие такое поведение властей в Белграде именно в данный момент безответственным. Между тем в самой Сербии многие, «пережив» вспышку страстей по поводу признания независимости Косово, преспокойно вернулись к рядовым делам.
С естественностью такого исхода соглашаются и большинство наблюдателей. Их мнения различаются лишь в оценке предшествовавших действий ключевых игроков. Так, профессор факультета политических наук Белградского университета Чедомир Чупич заявил, что Коштуница «натянул костюм Милошевича». А директор Форума по этническим отношениям и эксперт по Косово Душан Янич высказался более подробно: «Похоже, что здесь у нас никто не способен к восприятию частичного поражения, а лишь только полного, после чего оно обосновывается перед общественностью исторической несправедливостью. Потому у нас более реален проигрышный вариант, особенно в момент, когда нашу ситуацию усугубляют политики, открыто призывающие к конфликтам и провоцирующие противоположную сторону к тому же самому».
Что касается возможных результатов выборов, почти все наблюдатели сходятся в том, что будущее правительство опять окажется коалиционным. И еще – по мере прохождения времени эффект независимости Косово с точки зрения воздействия на итоги выборов будет ослабевать.
Итак, на данный момент Сербия опять оказалась в проигрыше: без Косово и без Европы. По мере признания независимости Косово другими государствами (по состоянию на конец недели таковых было уже около 30), оттуда отзываются «на консультации» сербские послы. Их невозвращение на свои посты до «аннулирования» косовской независимости предусмотрено засекреченным правительственным Планом действий. В соответствии с ним же послам этих государств в Белграде отказано в любых контактах с официальными сербскими органами. Страна, таким образом, вновь погружается в изоляцию по отношению к ведущим западным странам. Судя по всему, тем же Планом была обусловлена попытка захвата сербской железнодорожной компанией перевозок на севере Косово, где проживают в основном сербы. Вышло, как и обычно, несуразно – перевозки вообще прекратились, от чего пострадали только местные жители.
Предстоящие выборы вновь называют решающими или даже референдумными. Вопрос будет тем же: жизнь в нормальной европейской стране или очередная самоизоляция с надеждой на Россию и Китай?
Белград