Увеличение военного бюджета КНР почти на 18%, обнародованное представителем парламента, вызвало резкие отклики в США. Американские эксперты заявляют, что военные расходы КНР в два или три раза больше объявленных. Китай создает мощный подводный флот, модернизирует ядерные силы и намерен запустить 35 спутников оборонного назначения. Это позволит ему превратиться в главного соперника США в борьбе за влияние в Азии.
Как уже сообщала «НГ», в текущем году, по официальным данным, военные расходы Китая составят 59 млрд. долл. А Вашингтон дает им совершенно иную оценку. В докладе, опубликованном Пентагоном накануне сессии Всекитайского собрания народных представителей, указывается, что военные расходы Китая в прошлом году составили от 97 до 139 млрд. долл. Если цифры, приводимые американским военным ведомством, верные, то у Китая второй по размерам военный бюджет в мире. При этом у него и самая большая по численности армия, насчитывающая 2,3 млн. солдат и офицеров.
Правда, если сопоставить эти данные с военным бюджетом США, то Китай все равно далеко отстает. Ведь даже не считая затрат на войны в Ираке и Афганистане, Белый дом планирует в следующем финансовом году военный бюджет величиной в 515 млрд. долл.
Тем не менее за океаном обеспокоены. Китай совершенствует свои стратегические ядерные силы, проводит эксперименты с созданием противоспутникового оружия с тем, чтобы иметь возможность в случае конфликта вывести из строя глобальную систему космической навигации GPS, которую контролируют США. По данным зарубежных экспертов, КНР планирует в будущем вывести на орбиту 35 спутников, чтобы создать аналог GPS. Не желает Пекин попадать и в зависимость от России, намеревающейся построить свою систему космической навигации GLONASS.
США уже в течение нескольких лет повторяют тезис о том, что военный бюджет КНР не прозрачен. Это ставит под сомнение долгосрочные цели стратегии Пекина в Азии и на Тихом океане. Вчера к хору голосов, выражающих тревогу, подключился и Токио. Представитель правительства Японии заявил, что соседям Китая не понятно, почему в течение 20 лет подряд его оборонные расходы увеличиваются ежегодно на двузначные цифры. Любопытные данные в этой связи опубликовал английский журнал Jane's. Из диаграммы в этом издании видно, что с 2001 года оборонные расходы Китая круто шли вверх. Менее резко увеличивались военные расходы России. А военные бюджеты Японии и Тайваня оставались примерно на одном уровне.
С точки зрения ближайшей перспективы Вашингтон и Токио больше всего обеспокоены угрозой военной акции Пекина против Тайваня. Эксперты Пентагона говорят, что КНР наращивает число ракет класса земля-земля, расположенных в приморской провинции Фуцзянь и нацеленных на Тайвань. Кроме того, КНР будет вскоре располагать самым большим по числу подлодок подводным флотом в мире, а также сильными ВВС. Это даст Пекину возможность провести операцию «по воссоединению Тайваня с родиной» и затруднить американское вмешательство в конфликт.
Конечно, на данный момент возможность войны в Тайваньском проливе остается гипотетической. Но характерно, что накануне открытия сессии парламента председатель КНР Ху Цзиньтао счел необходимым выступить с предупреждением властям Тайваня. Он сказал, что их действия, направленные на провозглашение независимости, представляют угрозу миру в Тайваньском проливе и обречены на провал. А споуксмен парламента Цзян Эньчжу добавил, что тайваньские лидеры дорого заплатят за действия, ведущие к независимости. Судя по этим заявлениям, тревога в Вашингтоне и Токио не лишена оснований. Однако представитель МИД КНР, комментируя доклад Пентагона и высказывания американских официальных лиц, обвинил их в возрождении духа холодной войны.
Между тем, выступая вчера на сессии парламента, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что «экономическое развитие Китая на современном этапе несет в себе ряд серьезных проблем и глубинных противоречий». В числе наиболее очевидных противоречий он назвал «чрезмерно быстрый рост вложений в основные фонды», «увеличение денежной массы и кредитов», «платежный дисбаланс», «экстенсивный рост экономики», «несоответствие удельной доли промышленности и инфраструктуры». Вэнь Цзябао подчеркнул, что усугубление дисбаланса мировой экономики, замедление темпов экономического роста, обострение конкуренции и ипотечный кризис в США могут «невыгодно сказаться» на развитии китайской экономики.