Новая резолюция о санкциях в отношении Ирана, одобренная СБ ООН в минувший понедельник, может не принести результата. Тем более что ее принятие далось непросто. Наблюдатели полагают, что впредь мировым державам следует искать иной подход к урегулированию иранского ядерного досье.
За три месяца Тегеран должен одуматься и выполнить главное требование Совбеза – прекратить обогащение урана. Поскольку «шестерка» ведущих государств (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция и Германия), занятых разрешением кризиса, не уверена в сдвигах в поведении Тегерана, ей еще до истечения назначенного 90-дневного срока придется приступить к обсуждению дальнейших шагов.
В незыблемости иранской позиции сомневаться, по-видимому, не приходится.═Руководство ИРИ продолжает настаивать на мирном характере своей ядерной программы═и соответственно на праве ее развития. Поэтому уже сейчас очевидно, что по истечении упомянутого срока у мировых держав должно иметься хотя бы примерное представление о том, как быть дальше.
Россия выступает за «инновационные подходы к переговорам с Ираном». Об этом говорится в заявлении МИД России, опубликованном вчера на официальном сайте министерства. Более того, как утверждают на Смоленской площади, все государства «шестерки» готовы «проявлять творческий подход в поиске путей выхода на переговорный процесс». Пока же совместное творчество пяти постоянных членов Совбеза и Германии создало вокруг иранского досье высокий конфликтный потенциал.
Помимо традиционных мер - увеличены списки компаний и банков, подлежащих санкциям, а также «невыездных» лиц, связанных с ядерной программой - СБ ООН впервые ввел запрет на торговлю товарами двойного назначения, сообщает Associated Press. А для того чтобы контролировать выполнение данного пункта, Совбез разрешил инспектирование грузов в Иран и из Ирана, доставляемых компаниями Iran Air Cargo и Islamic Republic of Iran Shipping Line.
Вопрос о том, кто и как именно будет осуществлять данные инспекции, представляется особенно острым. Если этим займутся базирующиеся в Персидском заливе американцы, иранцы скорее всего откажутся допускать такие проверки. Подобная ситуация может обернуться и открытым вооруженным столкновением, масштабы которого способны быстро увеличиться.
В случае невыполнения Ираном требований СБ – против него, как указывается в принятой советом резолюции, будут приняты «дальнейшие меры». Однако какими они могут быть – не ясно. «Дальше некуда», – заявил «НГ» дипломатический источник. По его словам, во многом «именно с оглядкой на это Россия и согласилась поддержать последний документ. Теперь для всех должна стать очевидной необходимость поиска иных подходов».
Чтобы оказать действительно мощное давление на Тегеран, необходимо вводить санкции против его нефтегазового сектора. На это не готова пойти ни одна из стран «шестерки». Все остальные меры – лишь политический компромисс в рамках геополитических маневров ведущих мировых держав, утверждает собеседник «НГ». С этим мнением солидарны и в Иране.
«США не устраивает усиление роли Тегерана в региональной политике, – заявил «НГ» известный иранский эксперт по стратегическим вопросам Амир аль-Мусауи. – Иранцы расстраивают их планы в Ираке, на ливано-сирийском направлении, в арабо-израильском процессе». Именно поэтому, считает эксперт, Вашингтон и фабрикует обвинения против Исламской Республики как очередной доклад разведки, представленный на днях в ходе заседания Совета управляющих МАГАТЭ. Что касается российской позиции, то аль-Мусауи уверен: «У Тегерана и Москвы по-прежнему сохраняются все шансы стать стратегическими партнерами».