Операция колумбийских войск против повстанцев в районе границы с Эквадором, приведшая к гибели видного командира революционеров Рауля Рейеса, спровоцировала резкую реакцию со стороны соседних стран. Сначала Эквадор, а затем в знак солидарности и Венесуэла отозвали своих послов из Боготы и привели войска в состояние повышенной боеготовности. Обозреватели считают опасность вооруженного конфликта вполне реальной.
Рейес, занимавший второй по значению пост в командной иерархии Революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК), и еще 16 партизан погибли 29 февраля, когда колумбийская авиация нанесла бомбовый удар по их лагерю. Колумбийцы утверждают, что эта база находилась в приграничной зоне на территории Эквадора, в то время как эквадорцы называют это место просто пограничной зоной. Вслед за авианалетом лагерь атаковало подразделение колумбийской армии. Военные захватили 11 пленных, потеряв в бою только одного солдата.
Если поначалу колумбийцы утверждали, что атакованный лагерь повстанцев находился в южной провинции Путумайо, граничащей с Эквадором, то в минувшее воскресенье глава колумбийской дипломатии Фернандо Араухо признал, что налет был произведен по эквадорскую сторону границы, и назвал его «совершенно необходимым».
Президент Эквадора Рафаэль Корреа выступил с резким заявлением, в котором пригрозил Колумбии «неприятными последствиями». По его словам, власти соседней страны допустили «возмутительные действия, которые расцениваются как агрессия на территории Эквадора». Вслед за этим был отозван посол Эквадора в Колумбии, а посол Боготы был выдворен из Кито. Президент Эквадора распорядился привести армию в состояние повышенной боевой готовности и потребовал экстренного созыва Организации американских государств (ОАГ) и Андского сообщества наций. В Кито заявили, что правительство ожидает не только извинений от главы Колумбии, но и «письменных обязательств по отношению к Эквадору».
Еще более гневно на ликвидацию Рейеса и трения между Боготой и Кито отреагировал президент Венесуэлы Уго Чавес, который пользуется симпатиями левацкой группировки и не без успеха ведет с ней переговоры об освобождении заложников. На прошлой неделе при его посредничестве были освобождены четыре бывших депутата колумбийского парламента, которые провели в плену РВСК более шести лет.
Чавес заявил, что, если Колумбия попытается атаковать позиции повстанцев на венесуэльской территории, он объявит ей войну. «Не думайте, что с нами пройдут такие штуки. Это будет очень серьезно, это будет casus belli, причина для объявления войны. Прощать такое нельзя», – пригрозил президент Венесуэлы. И приказал отправить на границу с Колумбией войска – 10 танковых батальонов. Было также закрыто посольство Венесуэлы в столице Колумбии, эвакуирован посольский персонал. При этом президент подчеркнул, что он не хочет войны, но назвал президента Колумбии Альваро Урибе, поддерживаемого США, «преступником».
Второй человек в руководстве РВСК Рауль Рейес (его настоящее имя Луис Эдгар Девиа) входил в число 50 лиц, разыскиваемых Интерполом по миру в первую очередь. Ему было 59 лет, 30 из которых он провел сначала в качестве бойца, а затем одного из руководителей повстанцев, члена секретариата РВСК и своего рода министра иностранных дел колумбийских революционеров.
Но каковы могут быть последствия этого акта? РВСК ведет вооруженную борьбу с правительством страны более 40 лет, с середины 60-х годов. В США и Евросоюзе эта организация включена в список террористических. Между тем власти Венесуэлы и Эквадора, да и не только они, неоднократно заявляли, что конфликт в соседней стране носит социальный и политический характер, и отказываются считать колумбийских повстанцев террористами.
Смерть Рейеса, который представлял повстанцев в контактах с внешним миром, не только усиливает позиции тех представителей колумбийских верхов, которые делают ставку на войну до победного конца, но и ослабляет именно то крыло боевиков, которое более всех готово к перемирию с властями. И с этой точки зрения эксперты, в том числе бывший президент Колумбии Андрес Пастрана, пессимистично оценивают складывающуюся в регионе ситуацию, считая возможным развертывание там, пусть на недолгое время, военных действий между соседями.