В ходе дебатов между Хиллари Клинтон и Бараком Обамой перед первичными выборами в Огайо, Техасе, Род-Айленде и Вермонте речь зашла о России и предстоящих в воскресенье выборах президента. При этом оба политика-демократа заявили о необходимости пересмотра отношений с Москвой.
В Кливленде, штат Огайо, во вторник прошли последние перед предстоящими 4 марта первичными выборами дебаты между претендентами на президентский пост от Демократической партии США Хиллари Клинтон и Бараком Обамой.
Состоявшаяся дискуссия носила очень острый характер. Ее исход имел большое значение для Клинтон, которая проиграла первичные выборы в 11 штатах подряд. Чтобы ликвидировать наметившееся отставание, бывшей первой леди нужно теперь одержать победу в таких крупных штатах, как Огайо и Техас.
Клинтон обвинила своего соперника в распространении «ложных, вводящих в заблуждение» сведений о предлагаемой ею программе реформ в области здравоохранения. Она также поставила под сомнение способность Обамы выполнять обязанности главнокомандующего вооруженными силами, которая по Конституции США возлагается на президента США, и отметила его недостаточный опыт во внешней политике. В ответ Обама напомнил бывшей первой леди, что в 2002 году она проголосовала в Сенате в поддержку той самой войны в Ираке, которую она теперь активно критикует.
Примечательно, что когда в ходе дебатов речь зашла о внешней политике, в первую очередь была затронута тема выборов в России и будущих отношений с Москвой.
Хиллари Клинтон назвала политику нынешней администрации в отношении России непоследовательной. Она заявила о необходимости ее пересмотра и выработки «более реалистичной и эффективной стратегии по отношению к России». Сенатор от штата Нью-Йорк дала понять, что у нее вызывает беспокойство стремление России играть большую роль в европейской политике и те «неприятности, которые они (русские. – «НГ») причиняют, поощряя ядерные амбиции Ирана».
Выяснилось, что Хиллари Клинтон в достаточной мере осведомлена о происходящем в России и даже знает фамилию наиболее вероятного претендента на пост президента. Правда, имя Дмитрия Медведева она так и не вспомнила. Бывшая первая леди дежурно посетовала на слабость оппозиции в России и выразила уверенность, что после выборов Владимир Путин сохранит свое политическое влияние. По ее словам, нынешний президент РФ будет иметь большое влияние на своего преемника и продолжит играть ключевую роль в процессе принятия решений.
Барак Обама согласился с мнением своей соперницы о возможном преемнике Владимира Путина (не называя его по имени). Он добавил, что, с его точки зрения, администрация Джорджа Буша не уделяла достаточно внимания отношениям с Россией, в частности в сфере прав человека, и это положение нужно изменить. Сенатор от штата Иллинойс отметил, что намерен серьезно относиться к сотрудничеству с Россией по вопросам, которые имеют решающее значение для США.
Обращает на себя внимание, что сенатор от Иллинойса избежал каких-либо воинственных высказываний, отвечая на вопрос ведущего о том, как бы действовал «президент Обама» в случае, если бы новый президент России отдал приказ о военном вмешательстве в косовский конфликт на стороне Сербии. Он пояснил, что подобные действия неприемлемы и США будут в случае такого развития событий действовать вместе с НАТО и с международным сообществом.
В настоящее время Обама опережает свою соперницу по популярности. По данным последнего опроса общественного мнения, проведенного агентством Bloomberg совместно с газетой Los Angeles Times, 48% сторонников Демократической партии поддерживают Обаму, а за Клинтон собираются голосовать 42% опрошенных. Темнокожий сенатор сейчас лидирует по числу голосов выборщиков. У него в активе 1360 голосов, а у Клинтон их пока только 1269.
Bloomberg передает, что согласно опросу, проведенному среди зарегистрированных избирателей из обеих партий, Обама, хотя и лидирует среди кандидатов от Демократической партии, в то же время проигрывает 2% главному претенденту от республиканцев Джону Маккейну. По мнению аналитиков газеты Los Angeles Times, пока республиканец Маккейн имеет больше шансов на всеобщих выборах, чем Обама.