Турецкие военные атакуют курдов и с земли, и с воздуха.
Фото Reuters
Армия Турции атакует главный штаб Курдской рабочей партии. Как сообщила вчера газета «Аксам», спецназ высадился у горы Кандиль в иракском Курдистане с целью обезвредить скрывающихся там лидеров организации. Данный район примыкает к ирано-иракской границе. Возможно вмешательство Тегерана.
Ссылаясь на очевидцев, издание утверждает, что турецкие солдаты особого назначения вчера активно прочесывали территорию вокруг горы Кандиль, в то время как бойцы курдских вооруженных формирований пешмерга заблокировали все подступы и пути снабжения базирующихся на горе участников Курдской рабочей партии. А еще ранее поступала информация о том, что к границе свои силы подтянули и иранцы.
Напомним, что у Турции и Ирана не только во многом совпадают позиции по вопросу курдского сепаратизма, но и имеется богатый опыт координации действий в данном вопросе. Например, летом 2006 года турецкие войска уже заходили на иранскую территорию в рамках очередной операции против курдов, получив на это от Тегерана полный карт-бланш. Не исключено, что история может повториться и сейчас.
Правда, на этот раз Анкара решилась на действительно масштабное вторжение в иракский Курдистан. В операции задействовано до 10 тыс. военнослужащих, артиллерия, авиация и другая боевая техника. Столь мощную атаку обычно более сдержанные центральные власти в Багдаде назвали «настоящей войной», о чем даже объявили по центральному телевидению. Правда, на этом острота риторики иракского руководства явно исчерпалась.
Единственное, на что посетовал глава МИД Ирака Хошияр Зибари – это на несвоевременное уведомление о начале боевых действий. Нас известили о вторжении «в самый последний момент», – отметил министр, указав на то, что Анкара решила заранее поделиться своими планами только с американцами. Последние же вовсе воздержались от какой-либо жесткой критики в адрес турков.
Так, отправляющийся с очередным визитом в Анкару министр обороны США Роберт Гейтс лишь выразил пожелание, чтобы турецкие войска «покинули Ирак сразу, как только их миссия будет завершена». ООН, в свою очередь, просто призвала турецкое правительство к «сдержанности». Сами турки, которые обвиняют курдскую организацию в сепаратистской и террористической деятельности на турецкой территории, поспешили заверить, что против мирного населения они ничего не имеют.
Куда более агрессивно по отношению к мирным жителям настроены курдские боевики. Один из их руководителей Бахоз Ердал прямо призвал своих соратников «сделать невыносимой» жизнь в турецких городах. «В больших городах курдская молодежь должна дать отпор военной операции. Наших бойцов не семь и не десять тысяч, нас сотни тысяч. Мы везде, в каждом турецком городе», – подчеркнул он. По его словам, курды не против обычных турок, но «такова логика войны».
С осени прошлого года турецкая артиллерия и авиация периодически ведут обстрелы базирующихся в Ираке боевиков КРП, при этом компактно населенный курдами юго-восток Турции оставался в целом спокойным. Однако многие наблюдатели не исключают, что очень скоро Турция может столкнуться с масштабной волной терактов и волнений. Пока же итогами начавшегося 21 февраля вторжения стали, по разным данным, гибель до 100 курдских боевиков и от девяти до 22 турецких солдат, а также потеря одного боевого вертолета ВВС Турции.