Боевики, воюющие с пакистанской армией, призвали партии, добившиеся успеха на выборах, к диалогу. Они предлагают новым властям мир при условии, что Исламабад откажется от «войны с террором», которую вел президент Первез Мушарраф. Если предложение будет принято, это может поставить крест на планах США разгромить последователей «Аль-Каиды», закрепившихся в горах близ границы с Афганистаном.
Когда в конце прошлого года Первез Мушарраф ушел с поста командующего армией и объявил о проведении парламентских выборов, Вашингтон рассчитывал, что это расчистит путь к созданию стабильного гражданского правительства. А последнее, в свою очередь, вместе с президентом продолжит борьбу против мятежников при непосредственном участии или поддержке американских военных советников. Особые надежды при этом связывались с Беназир Бхутто, бывшим премьером и популярным лидером Пакистанской народной партии (ПНП).
Но Бхутто стала жертвой теракта. В результате выборов в нижнюю палату парламента ПНП и другая оппозиционная партия – Мусульманская лига (Н), которую возглавил бывший премьер Наваз Шариф, получили 158 из 254 выборных мест. А партия сторонников Мушаррафа – всего 40. Это дает возможность оппозиции сформировать коалиционное правительство. Однако она не может подвергнуть президента импичменту, на чем настаивает Шариф. Тем более что в верхней палате – сенате большинство принадлежит приверженцам Мушаррафа.
При таком раскладе инициативу создания коалиции взял на себя Асиф Али Зардари, муж покойной Беназир, который временно исполняет обязанности лидера ПНП. Он пригласил для переговоров Шарифа. Оппозиционные руководители, несмотря на разногласия между ними, договорились создать правительство. Это соглашение пакистанские обозреватели считают ударом как по Мушаррафу, так и по планам США, покровителя пакистанского лидера. Ведь и после провала пропрезидентской партии на выборах Белый дом продолжал демонстрировать доверие к президенту, фактически добиваясь того, чтобы он стал участником сделки о разделе власти.
Недаром президент США Джордж Буш, совершая на днях турне по Африке, нашел время для того, чтобы позвонить Мушаррафу. Сейчас, когда между ПНП и Мусульманской лигой (Н) продолжаются закулисные контакты о программе будущего кабинета, в Исламабаде журналисты толкуют о том, что США пытаются повлиять на этот процесс. Слухи об американском вмешательстве во внутренние дела Пакистана усилились после того, как на прошлой неделе Зардари пригласила к себе глава дипмиссии США в Пакистане Энн Петерсон.
Тесные связи с американцами явно не способствуют популярности пакистанских политиков. Ведь согласно опросам, только 16% граждан страны придерживаются положительного мнения о США.
И вот в этой атмосфере надежд пакистанцев на выход из затяжного политического кризиса обнародуют свою «инициативу» талибы. Маулви Омар, представитель одной из военизированных группировок «Талибана», заявил, что приветствует победу антипрезидентских сил на выборах и очень хочет начать диалог с ними ради восстановления мира в «зоне племен». Но ведь именно там, как полагает ЦРУ, скрывается Усама бен Ладен.
Примерно 80 тыс. пакистанских солдат воюют в этом районе с инсургентами. Но им не удалось подавить восстание. Противники Мушаррафа говорят, что применение силы лишь ухудшает обстановку. Они доказывают, что для противодействия экстремизму нужно выработать новый подход, в его основе должны лежать диалог и экономические стимулы, побуждающие мятежников прекратить сопротивление.
Однако, по мнению американских представителей в Пакистане, пишет агентство AP, диалог на деле приведет к тому, что лидеры «Аль-Каиды» и закоренелые исламисты, бежавшие из Афганистана, получат на пакистанской стороне границы «безопасное убежище».