Генсек НАТО показал президенту Карзаю, как важен стабильный Афганистан для Запада.
Фото Reuters
Вчера завершился трехдневный визит генсека НАТО Яапа де Хоопа Схеффера и послов 26 стран – членов Североатлантического союза в Афганистан. О поездке высокопоставленных дипломатов в Брюсселе сообщили постфактум. Союзники встретились с президентом Афганистана Хамидом Карзаем, афганскими политиками и ознакомились с процессом восстановления.
Совет НАТО – высший орган для принятия решений в организации – в полном составе выехал в Афганистан. Генсек организации Яап де Хооп Схеффер и 26 послов, представляющих союзников, провели в стране три дня – с 19 по 21 февраля. В состав делегации также вошли Верховный главнокомандующий вооруженными силами НАТО генерал Джон Крэддок и заместитель председателя военного комитета НАТО генерал-лейтенант Карл Эйкенберри. Источник в штаб-квартире НАТО сообщил «НГ», что визит заранее не анонсировался по соображениям безопасности.
Совет НАТО выезжает в Афганистан раз в год в течение последних нескольких лет. Визит носит символический характер, но в то же время служит и практической цели. Дипломат, участвовавший в подготовке поездки, заявил «НГ»: «Послание генсека и послов ясно: Афганистан остается приоритетом номер один для НАТО. Эта операция – вынужденная и необходимая: мы здесь, чтобы вместе с партнерами бороться с терроризмом и защищать фундаментальные ценности союза». Наш собеседник подчеркнул, что Международные силы по поддержанию безопасности в Афганистане (ИСАФ), которые возглавляет НАТО, «останутся в стране надолго и пробудут там столько, сколько потребуется». «Мы находимся в Афганистане по просьбе правительства страны и действуем в рамках мандата ООН», – уточнил дипломат, обратив внимание на то, что, согласно проведенным в Афганистане опросам, местное население поддерживает силы ИСАФ.
Одной из ключевых тем переговоров стал практический вопрос подготовки местных сил безопасности. Согласно оценкам НАТО в области безопасности афганцы добиваются успехов, но многое еще необходимо сделать. Источник «НГ» дипломатично отметил, что вопрос о переподготовке боевиков, ранее воевавших на стороне талибов, «должен быть решен афганскими властями». На вопрос, ведутся ли в НАТО консультации по поводу возможного привлечения к ликвидации талибов пакистанской армии, дипломат ответил: «В НАТО этот вопрос не обсуждается». Так или иначе афганская армия должна увеличиться в этом году до 70 тыс. человек.
В штаб-квартире НАТО признают, что в последнее время идут споры между союзниками об их участии в боевых операциях. Напомним, ранее в этом месяце сор из избы вынес министр обороны США Роберт Гейтс, который заявил, что нежелание некоторых стран-членов подвергать своих военных опасности может разрушить организацию. Впрочем, как заявил в интервью Би-би-си Схеффер, за его карьеру «НАТО раз восемь признавали безнадежно больной», но она продолжает функционировать.
В то же время генсек вслед за Гейтсом высказал недовольство тем, что ряд стран, в частности ФРГ и Италия, отказываются направлять своих военных в наиболее опасные регионы на юге. В то же время, как сообщил «НГ» источник в Брюсселе, некоторые страны уже сигнализировали о готовности увеличить свои контингенты. Вдаваться в детали он отказался, сказав, что пояснения прозвучат из соответствующих столиц. По словам источника, решается проблема и с Нидерландами и Канадой – странами, направившими своих военных в самые опасные регионы и предупредившими о возможном сворачивании миссий в случае, если союзники не окажут им помощи.
«Так или иначе, мы ехали в Афганистан не с цифрами о готовящихся пополнениях, а чтобы сказать, что военного решения для Афганистана не существует, необходимо совместными усилиями стабилизировать страну, и одной НАТО это не под силу», – сказал дипломат. Североатлантический союз надеется, что Афганистан станет для ООН и ЕС «таким же приоритетом, каким он стал для НАТО».
Показательно заявление, которое сделал в Афганистане Схеффер: «Думаю, он (президент Хамид Карзай) осознает, что в Афганистане должен начаться политический процесс. Конечно, нельзя говорить с теми, кто обезглавливает людей, вешает их, сжигает школы... Но везде, где существует конфликт на той или иной стадии, должна начаться какая-то форма политического процесса».