В Ираке разразился острый парламентский кризис. Во вторник вечером спикер пригрозил обратиться к президенту страны с просьбой о роспуске парламента, если соперничающие фракции не договорятся между собой и не обеспечат принятие государственного бюджета на 2008 год и ряда важных законов. Между тем эксперты говорят, что роспуск парламента в нынешних условиях маловероятен, поскольку эта мера может привести к полномасштабному политическому кризису.
Уже несколько недель парламент Ирака не может утвердить бюджет страны на текущий год. Во вторник заседание парламента было прекращено досрочно. Шиитские депутаты покинули зал в знак протеста против требований курдов увязать принятие двух законов с принятием выгодного им бюджета. При этом стороны обвинили друг друга в срыве работы.
В сложившейся ситуации спикер Махмуд аль-Машхадани заявил, что он может обратиться в президентский совет с просьбой о роспуске парламента. По словам аль-Машхадани, иракское казначейство уже понесло убытки в 3 млрд. долл. из-за неспособности законодателей принять бюджет. Конституция позволяет распустить парламент, если это решение получит одобрение большинства депутатов. По оценкам наблюдателей, спикер может рассчитывать на поддержку пяти влиятельных депутатских блоков.
Баха аль-Араджи, один из лидеров парламентской фракции, представляющей движение шиитов во главе с известным религиозным и политическим деятелем Муктадой ас-Садром, заявил, что «кризис доверия в парламенте усилился». Он сказал: «Я считаю, нам следует признать провал политического процесса, распустить парламент и провести новые выборы».
Причиной кризиса стали разногласия между депутатами, представляющими различные этнические и конфессиональные группы. С одной стороны, курды настаивают, чтобы им было выделено 17% бюджетных ассигнований, однако против этого единым фронтом выступают шииты и сунниты, считающие, что доля курдов в населении страны меньше 17%, а значит, меньшей должна быть и доля выделяемых им средств. Бюджет Ирака на 2008 год превышает 48 млрд. долл., и курды претендуют на сумму свыше 8 млрд.
С другой стороны, дебаты идут вокруг законопроектов об амнистии и местном самоуправлении. Сунниты заинтересованы в амнистии, которая позволит выпустить из тюрем тысячи суннитов, участвовавших в партизанской борьбе с американскими войсками и шиитским правительством страны. Ряд шиитских партий лоббируют закон о расширении полномочий властей провинций. Таким образом, шииты надеются укрепить контроль над югом страны, где расположены самые крупные месторождения нефти. Все три группы не доверяют друг другу и требуют, чтобы именно их закон был принят в первую очередь. Никто не хочет уступать, и из-за этого работа парализована.
Эксперт Международной кризисной группы в Брюсселе Йоуст Хилтерманн рассказал «НГ», что «кризис в иракском парламенте носит перманентный характер, однако его роспуск крайне маловероятен, а заявление спикера скорее следует рассматривать как попытку подтолкнуть стороны к сотрудничеству». По словам Хилтерманна, роспуск парламента крайне невыгоден президенту, поскольку сейчас его партия имеет относительное большинство и может, хоть и не всегда, добиваться принятия «своих» законов. В случае досрочных выборов новый парламент может оказаться гораздо более враждебным, и тогда президент, которого избирают именно законодатели, потеряет свой пост.
Парламентский кризис обострился на фоне начавшейся в понедельник масштабной военной операции против сил «Аль-Каиды» в районе города Мосул на севере Ирака. По сообщениям арабской прессы, несколько десятков тысяч американских и иракских военнослужащих при поддержке танков и авиации должны нанести «решающий удар» по боевикам международной террористической сети.