В штаб-квартире НАТО, как сообщил «НГ» источник в Брюсселе, получили подтверждение намерения Владимира Путина принять участие в предстоящем саммите альянса. Встреча руководителей 26 стран НАТО и России пройдет в Бухаресте 2–4 апреля. Ранее российские лидеры предпочитали воздерживаться от участия в подобных мероприятиях. В Бухаресте будут затронуты вопросы, касающиеся размещения элементов американской ПРО в Восточной Европе и расширения НАТО.
Слухи о том, что Путин приедет на саммит НАТО, ходили давно. Однако официальное подтверждение прозвучало лишь во вторник вечером из уст главы МИД РФ Сергея Лаврова, выступавшего с лекцией в Женеве.
Согласие Путина принять приглашение альянса, по мнению Лаврова, «лишний раз свидетельствует об открытости России к диалогу по любым вопросам».
Среди «любых вопросов» на первый план выходят противоречия с США, лоббирующими расширение НАТО за счет Грузии и Украины и ведущими переговоры с Польшей и Чехией о размещении элементов ПРО. Последнее, как уже неоднократно подчеркивалось, воспринимается в РФ в качестве угрозы национальной безопасности. Среди задач Путина – попытаться договориться с уходящим президентом США Джорджем Бушем по особо волнующим Москву вопросам (ПРО, ратификация адаптированного ДОВСЕ, Иран, ВТО) и, может быть, согласовать сроки встречи американского лидера с будущим российским президентом.
Тот факт, что 2 марта, то есть еще до натовского саммита, в России пройдут президентские выборы, отнюдь не принижает значения переговоров Путина с западными лидерами. Во-первых, до мая, когда пройдет инаугурация нового президента, он будет оставаться главой государства. А во-вторых, как уже поняли на Западе, Путин и далее сохранит рычаги управления страной в своих руках. Сам факт того, что Путин возглавит российскую делегацию в «переходный период», призван убедить собеседников в преемственности внешнеполитического курса Москвы.
Один из элементов этого курса – развитие отношений в «треугольнике» Россия–США–Европа. Об этом, кстати, подробно говорил Лавров в своей женевской лекции «Перспективы развития европейского сотрудничества: взгляд из Москвы». «Мы убеждены, что тройственный российско-американо-европейский формат несет в себе огромный потенциал во всех сферах, связанных с обеспечением безопасности и стабильности», – сказал Лавров. «В наших общих интересах – новое видение отношений в Евроатлантическом регионе – как отношений взаимодействия между всеми тремя центрами европейской цивилизации. Разумеется, отношения в этом «треугольнике» могут быть только честными и равноправными», – подчеркнул министр. На такой основе Москва готова искать общеприемлемые развязки и по ДОВСЕ, и по ПРО, и по другим проблемам безопасности.
Именно подходы к вопросам безопасности являются базовой проблемой в диалоге Россия–НАТО. Как известно, Указ Путина о приостановлении действия ДОВСЕ, подписанный в конце прошлого года, вызвал резкое недовольство в НАТО. Мораторий Москвы, как заявлено, связан с тем, что ряд стран не выполнили своих обязательств по ускоренной ратификации адаптированного договора. Ясно, что на апрельском саммите эта тема займет одно из центральных мест. На днях представители России и НАТО одобрили программу сотрудничества на 2008 год, которая, как писала «НГ», была ранее заблокирована американцами в ответ на российский мораторий. Такая подвижка может открыть путь для более предметного обсуждения проблемы ДОВСЕ.
Что касается ПРО, то Путин, очевидно, повторит либо разовьет в Бухаресте свои предложения по использованию с американцами двух российских РЛС, а также совместной оценке ракетных угроз.
В отношении расширения НАТО, прежде всего за счет постсоветских государств, Москва продолжает сохранять непримиримую позицию. И хотя Путин назвал вступление Украины в альянс ее внутренним делом, он все же призвал подумать о последствиях. «Вступление в НАТО означает ограничение суверенитета, – сказал президент РФ, нарисовав весьма пугающую картину. – Процесс ограничения суверенитета приводит к последствиям, в том числе размещению баз, размещению ПРО... Подумать страшно, что Россия в ответ нацелит в Украину свои ракетно-ядерные системы».
Сочетание жесткой риторики с призывами к сотрудничеству – стиль нынешнего хозяина Кремля, который проявится не только в ходе предстоящих дискуссий в Бухаресте, но и окажет влияние на будущие отношения Москвы с НАТО.