Премьер-министр Воислав Коштуница не смог договориться с Западом о сохранении Косово в составе Сербии.
Фото Reuters
Согласно информации из дипломатических источников, послы 27 стран–членов Евросоюза окончательно согласовали в понедельник на встрече в Брюсселе детали миссии в Косово. Конкретную дату ее отправки определят главы МИД стран ЕС 18 февраля. Между тем, по некоторым данным, первые представители миссии ЕС уже прибыли в Приштину. Из косовских источников стало известно точное «расписание» мероприятий по провозглашению независимости края, юридически являющегося составной частью Республики Сербии.
По графику в воскресенье 17 февраля, косовский парламент заявит о намерении провозгласить независимость, затем обратится к Евросоюзу с просьбой о замене гражданского присутствия ООН европейским, а в марте провозгласит независимость как таковую. За этим, а возможно и ранее, последует признание Косово независимым государством со стороны США, Великобритании, Франции, Германии, Италии и многих других стран. Почти все остальные последуют их примеру позднее. Речь идет об акции, скоординированной между Вашингтоном, Брюсселем и Приштиной.
Подготовка к этому событию идет опережающими темпами. Наспех собранный косовский симфонический оркестр ускоренно репетирует «Оду к радости» Бетховена, ибо гимна у нового государства еще нет. Ведущие косовские политики собрались в минувший понедельник для того, чтобы приступить к написанию Декларации независимости.
Итак, происходит ревизия еще одного исторического события. Косово было в обратном порядке завоевано Сербией у Турции в 1912 году в ходе Первой балканской войны. Уже тогда этнические албанцы составляли там большинство. В новых условиях обладание краем с враждебно настроенным населением стало тягостным. В начале 30-х годов югославский король Александр Первый достиг соглашения с президентом Турции Кемалем Ататюрком относительно принудительного переселения косовских албанцев в Турцию, но это вызвало резкую реакцию западных держав (в первую очередь Великобритании). План остался на бумаге. В годы Второй мировой войны косовские албанцы в массовом порядке поддерживали оккупантов – сначала итальянцев, затем немцев (была даже сформирована дивизия СС «Скандербег»).
Завершение войны ознаменовалось первым восстанием косовских албанцев против сербских властей и введением в крае военного положения. Затем последовали восстания 1968 и 1981 годов, подавленные югославской армией. Наконец, в 1989 году Слободан Милошевич упразднил автономию Косово, вследствие чего тогдашний лидер косовских албанцев Ибрагим Ругова инициировал кампанию гражданского неповиновения и создания параллельных органов власти и служб (образовательных и здравоохранительных).
К концу 90-х годов молодые албанские радикалы пришли к выводу, что политика Руговы неплодотворна. Ими была создана так называемая Освободительная армия Косово, начавшая активные боевые действия против сербских армейских и полицейских частей. Последовали ультиматум Сербии, переговоры в Рамбуйе, натовские бомбардировки, капитуляция Белграда – резолюция СБ ООН № 1244 и так называемое Кумановское военно-техническое соглашение, в результате которого Сербия де-факто утратила суверенитет над краем.
Выиграв президентские выборы против Милошевича в сентябре 2000 года, Воислав Коштуница обещал превратить Сербию в скучную процветающую страну. Скучной Сербия явно не стала, причем очередной внутриполитический хаос разразился в стране в преддверии провозглашения косовской независимости. «Безвластие», «На грани коллапса», «Новый кризис» – такими заголовками пестрят в последние дни сербские печатные СМИ. Дело в том, что Брюссель уже на другой день после победы лидера Демократической партии Бориса Тадича на президентских выборах 3 февраля опубликовал программу установления присутствия ЕС в Косово. Одновременно планировалось подписание с Белградом Политического соглашения о дальнейших шагах на пути к вступлению в ЕС. Этим немедленно воспользовался премьер Коштуница, заявивший, что отправка миссии ЕС в Косово есть не что иное, как признание противоправного отторжения 15% сербской территории. Параллельно он заявил о невозможности подписания соглашения с ЕС.
По итогам январских выборов прошлого года состав правительства Сербии таков, что большинство министров принадлежат к Демократической партии, возглавляемой Тадичем, меньшинство – к Демократической партии Сербии во главе с Коштуницей. Коса нашла на камень – Коштуница вопреки требованию большинства министров отказывается созвать заседание правительства относительно подписания соглашения с ЕС, спикер Оливер Дулич (приверженец Тадича) отказывается по требованию Коштуницы созвать внеочередное заседание парламента относительно Косово. Ожидается личная встреча Тадича с Коштуницей, однако результатом ее скорее всего станет окончательный «развод» и проведение новых парламентских выборов в самый неудобный (по обычаю) для Сербии момент.
Белград