Весной в Израиле пройдут досрочные парламентские выборы. Эксперты и политики пытаются представить себе расклад будущего правительства. Но если вопрос о главе правительства дискутируется, то тот факт, что в новом кабинете особая роль будет принадлежать Аркадию Гайдамаку и его партии «Социальная справедливость», похоже, ни у кого сомнения не вызывает.
То что Гайдамак однозначно повлияет на грядущее распределение сил в парламенте, в Израиле уже всем понятно. Дело не только в том, что «Социальная справедливость» стала самой массовой партией в стране – в ее рядах состоят 140 тыс. человек═(если учесть, что в более «старых» партиях «Ликуд» и «Авода» числятся 125 и 100 тыс. партийцев соответственно, разница в «классе» весьма показательна). Так что по всем опросам общественного мнения, партия Гайдамака легко преодолевает электоральный барьер и получает 12–15 мандатов в 120-местном Кнессете.
Но дело даже не в этом. Главное, что «Социальная справедливость» широко представлена в регионах и на приближающихся муниципальных выборах намерена провести своих активистов в 120 местных советов. И это вполне реально. Сам Гайдамак намеревается участвовать в борьбе за пост мэра Иерусалима, и не исключено, что кампания пройдет успешно. Примечателен, кстати, такой факт: по данным опроса, проведенного институтом «Геокартография», в качестве примера человека с максимально жизненной энергией (что особо ценится в Израиле) многие опрошенные (второе место) назвали именно Гайдамака.
Еще один важный фактор, играющий в пользу Гайдамака: он строит не протестную, а общеизраильскую партию, в которой представлены все слои общества. То есть вместо идеологических догм речь идет о солидарности с программой партии (созвучной, кстати, чаяниям большинства избирателей), которая подкреплена высокой степенью доверия к ее лидеру.
А отсутствие идеологической зацикленности дает партии Гайдамака возможность войти в коалицию с любым потенциальным победителем грядущих выборов. Это означает, что «Социальная справедливость» станет важным и первостепенным участником будущего парламентского союза. И без согласия этой партии будет уже невозможно формирование правительства и выработка его стратегии.
Гайдамак – это человек, давно доказавший умение реализовывать на практике свои инициативы. В СМИ даже проводят параллель между ним и одним из лидеров протестных акций, отставным генералом Узи Даяном из партии «Тафнит» (на прошлых выборах он собирался баллотироваться от партии «Кадима»). Ариэль Шарон тогда обещал ему всяческое содействие, но в итоге Даян после долгих метаний пошел самостоятельно и набрал лишь считаные голоса. Впрочем, Гайдамак, в отличие от Даяна, в Кнессет не рвется. Для себя он выбрал муниципальную площадку, справедливо полагая, что местная власть ближе к социальным проблемам людей, а в парламент Гайдамак делегирует представителей своей партии.
«Никто на самом деле не знает, кто станет новым главой правительства – Нетаньяху или Барак, Ливни или Ольмерт. Ясно лишь то, что важной составляющей будущей правящей коалиции будет Аркадий Гайдамак», – пишет израильский политолог Амнон Абрамович (Globes, 24.01.08).