Министр юстиции Италии и лидер партии «Союз демократов за Европу» (Udeur) Клементе Мастелла подал в отставку. Это связано с коррупционным скандалом. Временно полномочия министра юстиции переходят к премьер-министру Романо Проди. Между тем правительство оказалось на грани падения.
Причиной отставки послужило уголовное расследование в отношении супруги министра Сандры Лонардо Мастелла по обвинению в коррупции и заключение ее под домашний арест. Однако расследование затронуло не только синьору Мастелла, но и самого министра, равно как и 23 видных членов его партии. Министр обвиняется в совершении семи уголовно наказуемых деяний: внешнее соучастие в преступной ассоциации, два эпизода вымогательства и одна попытка вымогательства, соучастие в злоупотреблении служебным положением и две фальсификации.
Речь идет о давлении на губернатора региона Кампания Антонио Бассолино с тем, чтобы вынудить того назначить своего человека комиссаром Консорциума промышленного развития области Беневенто. Кроме того, Мастелла обвиняется в соучастии вместе с супругой, являющейся председателем регионального совета региона Кампания, в злоупотреблении служебным положением. Последнее выразилось в давлении на директора областной организации здравоохранения города Казерта с тем, чтобы он назначил на должности ряда главврачей городских больниц лиц, близких к Udeur.
Фактически речь идет о создании преступного сообщества, которое по своему усмотрению манипулировало государственными фондами. Все сводится к лоббированию узкопартийных интересов в ущерб государству.
Политические силы, представленные в парламенте, выразили сочувствие Мастелле, который в прочувствованной речи так мотивировал причины решения подать в отставку: «Я ухожу потому, что между любовью к своей семье и властью я выбираю семью». Мастелла подверг резкой критике судейское сообщество, виновное «в манипулировании прослушиванием телефонных разговоров, манипулировании распечаток текстов, зачастую преднамеренно вырванных из контекста и пущенных в обращение безо всякого уважения к частной жизни граждан».
Ситуация тупиковая. Мелкая партия Мастеллы, едва набравшая на прошлых парламентских выборах 500 тыс. голосов, тем не менее насчитывает трех сенаторов, обеспечивающих правительству Проди шаткое большинство. Партия фактически обезглавлена и место министра юстиции вакантно. Мастелла мог бы выдвинуть на свое место кандидатуру кого-либо из своих партийных функционеров, оставшихся на свободе, или же технократа, стоящего на близких к Udeur политических позициях. В этом случае правительственного кризиса можно было бы избежать.
Однако если Мастелла откажется это сделать и потребует перестановок в правительстве, то на это потребуется, во-первых, согласие президента Италии, а во-вторых, позиции самого Проди в новоиспеченном правительстве резко ослабнут.
Самым вероятным представляется правительственный кризис и досрочные парламентские выборы. В последние дни правительство Проди потерпело ряд существенных политических поражений. Не сумев договориться о реформе закона о выборах, правительство довело дело до того, что Конституционный суд вынес постановление о проведении референдума о реформе избирательного законодательства. Вопросы на референдум вынесены самые что ни на есть радикальные – переход к чисто мажоритарной системе, запрет на предвыборные коалиции, запрет на выставление одной кандидатуры в нескольких избирательных округах и, как следствие всего этого, общенациональный заградительный барьер в 4% в палату депутатов и 8% в Сенат.
Все это ударит по мелким политическим партиям, включая Udeur, которые могут исчезнуть с политической арены. Именно поэтому Мастелла изо всех сил противился проведению референдума.
Рим