С окончанием рождественских каникул в Брюсселе приступает к работе коалиционное правительство Ги Верхофстадта. В минувшее воскресенье оно получило доверие на чрезвычайном заседании парламента. Кабинет временный, полномочия ему даны всего на три месяца. Напряженность политического кризиса, разразившегося после июньских выборов в бельгийский парламент и чреватого расколом государства, спала, но он не преодолен.
Во взглядах противостоящих политических сил франкоязычной Валлонии и фламандскоговорящей Фландрии (см. «НГ» от 12.10.07) подвижек пока не наблюдается. В этой связи в обращении к стране по случаю Рождества бельгийский король Альберт II призвал фламандцев и валлонцев преодолеть разногласия. Он, в частности, заявил: «Порой у нас возникает впечатление, что наши отношения с иностранными государствами более организованны и структурированы, чем в собственной стране». По мнению главы государства, необходимо активизировать контакты между франкоговорящими и фламандскоязычными бельгийцами, а молодежи – знать оба языка.
Как известно, во Фландрии, где проживает 59% десятимиллионного населения Бельгии, достаточно сильны настроения в пользу большей самостоятельности. Экономические показатели этой части королевства значительно лучше, а безработица существенно ниже, чем в Валлонии. После июньских выборов победившая на них Христианско-демократическая и фламандская партия Ива Летерма стала добиваться пересмотра в пользу регионов существующего порядка предоставления региональных полномочий, предоставление которых является прерогативой федерального правительства и парламента Бельгии. Но эти намерения натолкнулись на сопротивление валлонских партий. Две попытки Летерма сформировать федеральное правительство, занявшие целых полгода, закончились неудачей.
В этих условиях именно монархия Бельгии, лишь в прошлом году отпраздновавшей 175-летие независимости, оказалась важным инструментом. Король Альберт, возглавляющий бельгийское государство с 1993 года, нашел пусть временный, но все-таки выход из тупика. 17 декабря он поручил наиболее опытному политику – лидеру партии Фламандские либералы и демократы и бессменному с 1999 года премьер-министру Бельгии Ги Верхофстадту создать переходное коалиционное правительство. Это удалось.
Временный кабинет Ги Верхофстадта опирается на пять партий. Три валлонские – Социалистическая партия, Реформаторское движение и Гуманистический демократический центр. Остальные две – это Христианские демократы и фламандцы Летерма и Фламандские либералы и демократы Верхофстадта. Коалиции обеспечено парламентское большинство.
После более чем полугодового простоя всех дел кабинет поставлен перед необходимостью решить срочные экономические вопросы – от бюджета на 2008 год до борьбы с вздорожанием продовольствия и топлива. Попутно заместитель премьера Ив Летерм должен организовать переговоры о реформе государственных институтов. И, если все пойдет по плану, принять премьерский пост после 23 марта 2008 года, когда закончатся полномочия переходного правительства Ги Верхофстадта.
Политический кризис в определенной мере отразился на международном имидже Бельгии, занимающей важное место и обычно играющей активную роль в европейской политике. Это относится и к российско-бельгийским отношениям. В этом году истекает трехлетняя Совместная программа действий между Россией и Бельгией по активизации политического диалога, а также взаимодействия в областях экономики, науки и культуры. Составление таких программ стало для Москвы и Брюсселя традицией. Так что восстановление правительственной стабильности в Бельгии может только содействовать ее развитию.