В очередной раз объявлены предположительные сроки пуска Бушерской АЭС. Но официальных по-прежнему нет. «Гибкость» графику продолжает обеспечивать фактор третьих поставщиков.
«Нужно быть чрезвычайно осторожным в оценке сроков запуска любой атомной электростанции, поскольку главной задачей является обеспечение безопасного функционирования объекта на всех этапах его сооружения, – объяснила «НГ» руководитель пресс-службы «Атомстройэкспорта» (главный подрядчик АЭС в Бушере) Ирина Есипова. – А до физического пуска остается еще очень много работы, в том числе и с топливом».
Точная дата завершения поставки топливных сборок – ТВЭЛов – не называется в интересах безопасности.
Известно лишь, что это должно произойти через несколько месяцев после начала отгрузки. Напомним, что первая партия поступила на объект 16 декабря. До прибытия остального топлива уже доставленные ТВЭЛы будут содержаться в спецхранилище под жестким контролем МАГАТЭ и российских специалистов.
Загрузка же топлива непосредственно в реактор начнется только после того, как на объект прибудут все 163 основных и 17 резервных сборок. Однако одних ТВЭЛов для полноценных физических испытаний и тем более для энергетического пуска недостаточно. На площадку должен попасть еще определенный объем оборудования из третьих стран. А как показала практика, эти самые третьи страны не всегда оказываются надежными (см. «НГ-дипкурьер» от 10.09.07).
Некоторые аналитики считают, что Россия использует Бушерскую АЭС в качестве мощного дипломатического рычага влияния на Иран и предмета торга с западными партнерами. Существует версия, по которой Москва намеренно манипулирует сроками запуска электростанции до тех пор, пока Иран полностью не урегулирует свои взаимоотношения с МАГАТЭ и не выполнит требования Совета Безопасности ООН. Проблемы же с третьими сторонами служат удобным инструментом для упомянутых манипуляций.
Официально Запад в лице США и ведущих европейских стран не выступает против российско-иранского сотрудничества по строительству первой в Иране АЭС. Вашингтон даже приветствовал начало отгрузки ТВЭЛов в Бушер. Солидарно с Москвой Соединенные Штаты подчеркнули, что поставка топлива и начало работы электростанции должны стать лишним поводом для Тегерана отказаться от собственной программы по обогащению урана.
Другое дело, что Исламская Республика такой посыл решила проигнорировать. Руководство страны продолжает указывать на свое законное право развивать мирные атомные технологии, среди которых и производство собственного ядерного топлива. Что касается российских гарантий поставки ТВЭЛов в Бушер на протяжении всего срока их работы, то иранцы тут же напоминают: одной АЭС они ограничиваться не намерены, а «заряжать» остальные лучше автономно.
В минувшее воскресенье министр энергетики Ирана Парвиз Фатах сообщил, что Бушерская станция «заработает» уже 21 марта 2008 года. Сначала на полмощности – 500 МВт, а еще через год и на полную мощность – 1000 МВт. При этом он тут же отметил, что государству необходимы 20 тыс. МВт, поэтому в ближайшее время будет объявлен международный тендер на строительство еще 19 АЭС.
Оба громких заявлений Фатаха в России и на Западе оставили без внимания. Видимо, и рассчитаны они были в основном для внутреннего пользования. Разочарование иранцев ядерными амбициями нынешних властей постепенно становится все более заметным.
Тем временем Иран намерен объявить тендер на строительство 19 новых атомных электростанций. С таким заявлением выступил пресс-секретарь комиссии по национальной безопасности и внешней политике меджлиса (парламента Казем Джалали. По его словам, мощность каждой из 19 новых АЭС будет составлять 1000 МВт. «Эти планы соответствуют постановлению меджлиса относительно производства необходимой государству электроэнергии», – цитирует IRNA иранского парламентария. Он не уточнил конкретных сроков объявления тендера, отметив, что это может произойти, как он надеется, в ближайшее время.