Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вчера прибыл в Ливию, где его ожидали два дня обстоятельных, как подчеркивают на Смоленской-Сенной, переговоров о путях развития российско-ливийских экономических и политических связей. Диалог, включающий, по данным «НГ», организацию визита в Ливию президента РФ Владимира Путина, возобновляется на фоне случившегося прорыва в отношениях Ливии со странами Запада.
Главный партнер Лаврова на переговорах – министр иностранных дел Абдель Шалькам. Кроме того, по данным «НГ», министра должны принять лидер ливийской революции Муамар Каддафи и глава правительства аль-Багдади Али аль-Махмуди.
Ливийский лидер только что закончил двухнедельную поездку в страны Западной Европы (Франция, Испания, Португалия), в ходе которой он по существу завершил прорыв в отношениях с Западом, их нормализация началась четыре года назад. Как известно, в 2003 году Ливия отказалась от планов создания оружия массового уничтожения и передала США имевшееся у нее оборудование военной атомной программы. Кроме того, Триполи согласился выплатить компенсацию размером почти 3 млрд. долл. семьям жертв теракта 1988 года, в ходе которого погибли пассажиры и экипаж авиарейса «Панам».
«Ливийская модель» налаживания отношений с международным сообществом, как ее тогда назвали, принесла Ливии и ее западным партнерам обильный урожай коммерческих контрактов. В частности, в ходе визита Каддафи во Францию достигнуты договоренности о контрактах на общую сумму 10 млрд. евро, в Испании – на 17 млрд. евро. Они связаны прежде всего с тем, что Ливия является важной нефтедобывающей страной. По общим запасам нефти она первая в Африке и четвертая – в рядах ОПЕК. Со своей стороны, западные фирмы предлагают ливийцам свои товары и услуги. Так, Франция делает упор на поставку вооружений, прежде всего боевых самолетов, Испания – на содействие в сооружении инфраструктурных и иных объектов в Ливии.
В российском внешнеполитическом ведомстве по существу признают отставание, допущенное Москвой в реагировании на «ливийскую модель» улучшения отношений с внешним миром. В разъяснениях, сделанных по поводу визита Лаврова директором департамента информации и печати МИД РФ Михаилом Камыниным, подчеркивается: «Ливия – наш давний партнер в арабском мире и Африке», с которым «устойчиво поддерживается политический диалог». Однако в то же время «задача приумножить капитал партнерства в торгово-экономической, инвестиционной и других сферах стоит очень остро».
Каковы же реальные достижения в этой сфере? Наиболее значимые контракты на разведку и разработку месторождений уже получили «Газпром» и «Татнефть». Ныне идут обсуждения проектов в области электроэнергетики, трубопроводного транспорта, жилищного строительства, железнодорожной инфраструктуры.
Визит Лаврова должен, как подчеркивают в МИД РФ, «сконцентрироваться на нефтегазовых проектах» и подтолкнуть договоренности по поводу названных планов. Вместе с тем, как известно, в этой области первыми оказались США и другие западные страны. На базе прошлых отношений свою нишу Россия могла бы иметь в сфере ядерной энергетики. Как известно, в годы былой тесной дружбы Москва помогла Триполи создать свой центр научных исследований в атомной области. Позднее, когда Ливия отказалась от планов создания атомного оружия, в Россию было вывезено отработанное реакторное топливо.
Ныне Москва готова оказать Триполи содействие в реализации его «неотъемлемого права на приобщение к благам мирного атома». Однако и здесь, как обнаруживается, Ливия уже получила заявки от других стран, конкретно – от Франции.
Чтобы, несмотря на запоздание, продвинуть двустороннее сотрудничество, Лавров предложит возобновить деятельность Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и развить договорно-правовую базу взаимодействия.
Политический аспект переговоров в Триполи приобретает важное значение в свете избрания Ливии членом СБ ООН на период 2008–2009 годов. Лаврову предстоит провести с ливийским руководством обмен мнениями по актуальным международным проблемам. При этом обе страны, по оценке МИД РФ, объединяет приверженность многополярному мироустройству и переговорному подходу к разблокированию конфликтных ситуаций. Обе выступают за укрепление центральной роли ООН и против «двойных стандартов».
Предполагается также обсуждение обстановки на Ближнем Востоке с акцентом на достижение там всеобъемлющего и справедливого мира на прочной правовой основе. Иракская тема будет затронута с позиций необходимости сохранения территориальной целостности этой страны и обеспечения общенационального примирения и согласия. Намечено обсуждение проблем Африки, прежде всего Дарфурского кризиса, в урегулировании которого ливийское руководство играет заметную роль.