– Какова цель вашего визита в Москву?
– Мой последний официальный визит в РФ должен подчеркнуть значимость страны для Совета Европы. Буду обсуждать прошедшие думские и предстоящие президентские выборы. Сделаю акцент на необходимости продолжения сотрудничества между ПАСЕ и Госдумой, а также на важности недопущения новых разделительных линий в Европе. Я затрону тему ратификации Россией протоколов № 6 (о законодательной отмене смертной казни. – «НГ») и № 14 (о повышении эффективности Европейского суда по правам человека. – «НГ») к Европейской конвенции о правах человека. Искренне надеюсь, что новая Дума сможет ратифицировать данные документы.
– Вы планируете встретиться с Дмитрием Медведевым. Что вы намерены обсудить с преемником Владимира Путина?
– Медведев – вице-премьер, и я хочу обсудить с ним все упомянутые проблемы. Также хотелось бы остановиться на теме будущего отношений России и Совета Европы, дать и получить ответные заверения, что РФ и СЕ намерены тесно сотрудничать. Россия – важный участник Совета Европы. А эта организация – общий дом для всех европейских государств, за исключением, к моему сожалению, Белоруссии.
– Обсудите ли вы с Медведевым его личное политическое будущее?
– Все будет зависеть от того, как у нас пойдет разговор. Сама по себе встреча с Медведевым в его нынешней должности уже важна.
– Вы побеседуете с лидерами партий, прошедших в Думу. А для чего вам встреча с представителями оппозиции?
– Совет Европы всегда говорит со всеми политическими партиями. Я делал это, например, в Украине, когда Виктор Янукович был в оппозиции. Если обсуждать нашу европейскую семью, права человека, демократию и верховенство закона, необходимо услышать точку зрения не только парламентских партий, но и оппозиционных сил.
– В числе ваших собеседников Борис Немцов, Григорий Явлинский, Михаил Касьянов. А почему среди них нет Гарри Каспарова?
– Я встречусь только с лидерами политических партий.
– Есть ли у кого-либо из оппозиционных лидеров шанс успешно выступить на президентских выборах?
– Давать такие оценки не входит в мою компетенцию. Мы беспристрастны. Мы хотим увидеть свободные и справедливые выборы. А такой результат всегда удовлетворит ПАСЕ.
– Вы согласны с утверждением, что либеральная оппозиция в России слаба?
– Не мне судить. Важно, чтобы они (оппозиционеры) могли самостоятельно выступать, обращаться к гражданам, укреплялись законным путем. Именно избиратели должны решить, насколько активную поддержку получат оппозиционные силы.
– Доклад ПАСЕ по наблюдению за думскими выборами гласит, что «по большей части выборы были свободными, но определенно несправедливыми». Разделяете ли вы такую оценку?
– Я пока воздержусь от комментариев: поговорю об этом со своими собеседниками. Бюро ПАСЕ уже обсудило доклад Люка ван ден Бранде. Определенно можно сказать, что недостатки были. И важно, чтобы ПАСЕ говорила об этих недостатках, чтобы понять, как исправить ситуацию и укрепить сотрудничество России и Совета Европы.
– В докладе Люка ван ден Бранде содержится ряд рекомендаций, например, понизить «запретительный 7-процентный порог» для прохождения в Думу, провести расследования по всем заявлениям о нарушениях на выборах 2 декабря и другие. Насколько вероятно, что российские власти прислушаются к рекомендациям документа? Есть ли у Совета Европы возможности давления на РФ?
– У Совета Европы есть рычаг для содействия улучшению ситуации. У нас для этого существует масса институциональных инструментов. Надеюсь на открытую дискуссию, особенно в свете приближения президентских выборов, на которых положение с недостатками надо исправить.
– Не выльется ли этот доклад в санкции против России как члена Совета Европы?
– Я не люблю говорить о санкциях. Мне больше нравится говорить о поощрениях и сотрудничестве. Надо работать сообща и не над наказаниями.
– Как вы оцениваете последние политические шаги Владимира Путина и Дмитрия Медведева? Путин выдвинул Медведева в преемники, а тот предложил действующему президенту возглавить правительство.
– Это внутренний вопрос России. Самое важное, чтобы у российских избирателей была возможность участвовать в свободных президентских выборах. Посмотрим, что будет в день выборов и что последует за ним.