Норвежские власти объявили о планах строительства судоходного тоннеля. Как пишет Reuters навигация вдоль побережья Норвегии сопряжена с довольно большим риском, связанным с климатическими условиями. Корабли подолгу простаивают, ожидая «у моря погоды» в прямом смысле слова. Таком образом, тоннель сэкономит время, деньги и обеспечит безопасность судоходства в этом районе.
По сообщению Норвежской береговой администрации, рекомендуется построить тоннель длинной 1700 метров в районе прибрежной зоны полуострова Стад на юго-западе Норвегии. На строительство потребуется примерно пять лет и 310 млн. долл. Идея строительства подземного перехода для кораблей существовала давно. «Новое в том, - сказал Кристи Слотсвик (Kristi Slotsvik), директор Норвежской прибрежной администрации, - что мы посчитали, сколько стоит простой судов из-за непогоды». Ввод в строй подводного тоннеля снизит стресс у моряков, повысит качество морских перевозок путем сокращения времени в пути и привлечет туристов. Администрация рекомендует строить сооружение в расчете на корабли, которые еще только будут построены. Документы на строительство отправлены в парламент, который может принять решение самое раннее в 2009 году. Так что в лучшем случае, корабли поплывут по новому тоннелю не ранее 2014 года.
Некоторые СМИ написали о том, что подобное сооружение является первым в мире. Однако, на мой взгляд, это не соответствует действительности. Возможно, проектируемый тоннель и будет лидером, но по величине пропускаемых судов. Если покопаться в справочниках и поисковых системах, то можно найти массу упоминаний об уже существующих тоннелях для кораблей. Смотрим Большую Советскую энциклопедию, читаем: «Первый судоходный тоннель (длиной около 160 м и шириной 6,7 м) был построен во Франции в 1681. Наиболее крупный современный судоходный тоннель - Ровский , сооруженный в 20-х гг. 20 в. на канале Марсель - Арль (Франция) для пропуска судов водоизмещением до 1000 т; его длина свыше 7 км, ширина 22 м, высота 15,4м (при глубине воды 4м). В связи с высокой стоимостью строительства, а также по условиям безопасности эксплуатации судоходные тоннели проектируются, как правило, для одностороннего движения».
Если уточнить данные, то это сооружение строилось с 1911 по 1925 год и на сегодняшний день и, по некоторым данным, закрыто с 1963 года. Еще один водный тоннель во Франции называется "Le Grand Souterrain" и располагается на Канаде «St. Quentin». Длина сооружения – 5677 метров, дата открытия – 1810 год. Есть подобные сооружения и на Британских островах. И не в единичном, как и во Франции, количестве. Самый длинный водный тоннель - Sapperton Tunnel – строился с 1784 года. Движение по нему открылось 20 апреля 1789 года. Длинна этого уникального гидротехнического сооружения 3490 метров. Тоннель пять лет вручную копали лопатами, а динамит использовали только для подрыва скальных пород.
Так что сенсация не состоялась. Проектируемый норвежский тоннель, разумеется, будет самым технологичным и современным, потому что подобные сооружения давно не строились, но отнюдь не самым длинным, и уж тем более не первым. Кстати, если уж говорить об уникальных гидротехнических сооружениях, то далеко ехать не надо. На канале им. Москвы есть канал-мост! Обычно мосты строятся над водной поверхностью, а тут вода, заключенная в желоб, проходит над Волоколамским шоссе. Также сайт ФГУП «Канал им. Москвы» говорит о том, что помимо шлюзов и прочих сооружений, на канеле имеются два тоннеля.