Вчера Россия приостановила действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе – ДОВСЕ. Мировые столицы, а также Североатлантический союз выразили «сожаление» в связи с данным шагом Москвы. Вашингтон охарактеризовал мораторий как «прискорбный», указав, что он «не отвечает ничьим интересам безопасности». А Киев предупредил, что приостановление договора «угрожает возрождением атмосферы недоверия на Европейском континенте». О позиции ФРГ в интервью «НГ» рассказал парламентский статс-секретарь Министерства обороны Кристиан Шмидт, являющийся политическим заместителем главы оборонного ведомства.
– Господин статс-секретарь, как Германия относится к приостановлению Россией ДОВСЕ?
– Мы сожалеем об этом шаге. Мы озабочены поведением России, особенно в свете нынешней архитектуры европейской безопасности и конкретно архитектуры контроля над вооружениями. ДОВСЕ был и остается стержневой частью европейской безопасности и имеет большое значение для Германии.
Все наши усилия были направлены на предотвращение моратория. Неформальные встречи участников Договора 30 сентября – 2 октября в Бад Сарове, 5–6 ноября в Париже, а также 28 ноября в Мадриде выявили общие моменты. Для сохранения ДОВСЕ и реализации адаптированного договора эти моменты следует развить, а разногласия преодолеть. Тут необходим устремленный вперед, открытый, готовый к компромиссу и конструктивный диалог всех государств – участников ДОВСЕ.
– Страны НАТО не ратифицировали адаптированный ДОВСЕ, одностороннее выполнение которого Россией стало создавать проблемы для ее безопасности. Какова ваша оценка российских доводов моратория?
– Разумеется, мы принимаем во внимание российские обоснования. Во время встречи всех участников ДОВСЕ и других государств в Бад Сарове мы очень открыто и конструктивно обсуждали эти причины. К сожалению, не пришли к консенсусу. Однако последующие встречи показали, что по многим аспектам взгляды расходятся не очень сильно и что для нахождения решения требуется несколько больше времени, а также готовность всех сторон к компромиссу. Поэтому отсрочка российского моратория была бы хорошим знаком того, что Россия тоже верит в ДОВСЕ, и мы вместе сможем найти решение проблемы.
– Не устарели ли объективно некоторые положения договора и не нуждается ли он в корректировке?
– Изменение военно-политического ландшафта в Европе уже сделало однажды необходимой переработку заключенного в 1990 году договора. В итоге это привело в 1999 году к подписанию Соглашения об адаптации, которое с немецкой точки зрения является хорошей основой для сохранения и дальнейшего развития успехов ДОВСЕ, то есть поддержки безопасности в Европе.
После 1999 года ситуация в сфере безопасности тоже претерпела изменения. Поэтому после вступления в силу адаптированного договора мы, естественно, готовы подвергнуть его проверке по просьбе отдельных государств, как это предусмотрено статьей ХХI договора.
– Господин Шмидт, как вы считаете, что будет дальше с ДОВСЕ?
– Это трудный вопрос, решение которого зависит не только от Германии. Ход дел в режиме ДОВСЕ зависит и от российской стороны. Но я убежден, что с помощью адаптированного соглашения мы создали договор, который и в начале XXI века принципиально отвечает интересам безопасности всех государств-участников. Поэтому для всех нас должно быть целью сохранение режима ДОВСЕ. Это означает, что все участники должны и впредь полностью выполнять ДОВСЕ и как можно скорее приступить к ратификации адаптированного договора.