Вчера в Москву прибыл министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки. Он встретится с главой МИДа Сергеем Лавровым. На повестке – развитие событий вокруг ядерного досье Ирана. Как раз накануне прибытия Моттаки «шестерка» задействованных в урегулировании иранской проблемы стран (РФ, США, КНР, Великобритания, Германия и Франция) провела очередные консультации на уровне заместителей министров внешнеполитических ведомств. Заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Бернс обсуждал с коллегами наполнение третьей антииранской резолюции. Напомним, первые две резолюции, обязывающие Тегеран приостановить обогащение урана, были приняты в декабре 2006-го и марте этого года.
Иранцы так и не выполнили данное требование. И именно на этом моменте акцентирует сейчас внимание остальных четырех членов СБ ООН Вашингтон. Примечательно, что после последнего доклада «Национальная разведывательная оценка» – НРО, коллективного труда всех 16 спецслужб США, даже президент Джордж Буш заговорил об оружейной программе Ирана в прошедшем времени. В докладе утверждается, что иранцы заморозили военное направление своей ядерной программы еще в 2003 году. Во вторник Буш призвал Тегеран объяснить, для чего ему «была нужна оружейная программа».
При этом в Вашингтоне с удовлетворением отмечают, что даже после обнародования НРО члены СБ ООН обсуждают не факт необходимости третьей антииранской резолюции, но ее наполнение.
Другое дело, что окончательно согласован текст будет, вероятно, лишь в следующем году. В этом месяце документ не будет принят, как это планировалось до появления НРО. Высокую вероятность переноса, по данным The New York Times, признают источники в администрации президента Буша.
The Washington Post сообщает некоторые элементы проекта третьей резолюции. Санкции предлагается ввести против военного крыла «Аль-Кудс» элитных иранских сил – Корпуса стражей исламской революции (КСИР), а также против одного из ведущих банков Исламской Республики Bank Melli. США в октябре в одностороннем порядке уже заморозили счета и ввели визовый запрет для членов КСИРа и под угрозой карательных мер запретили сотрудничество с организациями, имеющими отношение к корпусу. Теперь Вашингтон добивается универсализации данных ограничений.
Интересно, что американцы демонстрируют готовность к компромиссам по тексту: например, России и КНР удалось вымарать четкий запрет на поставку в Иран любого оружия и военной продукции. В проекте осталось требование «проявлять бдительность и сдержанность» при осуществлении подобных сделок. В ближайшее время намечено проведение еще одного раунда переговоров замминистров иностранных дел «шестерки».
Россия и Китай продолжают сдерживать западных партнеров в деле максимального усиления изоляции Ирана. Доклад «Национальная разведывательная оценка», а также наметившиеся подвижки в сотрудничестве Ирана с МАГАТЭ Москва использует в качестве козырей. Эти козыри помогают России отстаивать собственные экономические интересы в Иране.
Тем временем сегодня в Москве пройдет заседание российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Будет обсуждаться меморандум о долгосрочном торгово-экономическом сотрудничестве, а также ряд других документов, призванных активизировать двусторонние деловые связи между Россией и Исламской Республикой. Иранскую делегацию возглавит сопредседатель комиссии, глава МИД Ирана Манучехр Моттаки.
С российской стороны председательствует глава Росатома Сергей Кириенко, поэтому одной из основных тем предстоящих переговоров традиционно станет Бушерская АЭС. Близкие к реализации проекта источники «НГ» избегают категоричных заявлений, но вероятность объявления сроков поставки ядерного топлива на объект не отрицают. Во всяком случае МАГАТЭ подготовило топливные сборки к отгрузке еще в конце ноября.
Помимо этого комиссия обсудит ряд соглашений о расширении взаимодействия России и Ирана в таких сферах, как транспорт (по данным «НГ», речь пойдет прежде всего о воздушном сообщении), энергетика, торговля и промышленность, банковское дело и туризм.
Напомним, что в ходе состоявшегося в середине ноября визита президента Владимира Путина в Тегеран иранский верховный лидер аятолла Али Хаменеи выразил неудовлетворение нынешним уровнем товарооборота между двумя странами (2 млрд. долл.). А президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пообещал в течение 10 лет увеличить этот показатель в 100 раз, для чего призвал «выработать всеобъемлющую программу».