В отношениях РФ–США появилась новая интрига. У ее истоков стояли президенты Владимир Путин и Джордж Буш, а раскрутили скандал информагентства. Журналисты услышали, что американский лидер в разговоре с российским коллегой выразил озабоченность в связи с выборами. В Кремле же утверждают, что такого не было.
Телефонная беседа состоялась в минувший вторник по инициативе американской стороны и длилась около 40 минут. Буш и Путин обсудили ядерную программу Ирана, итоги прошедшей в США конференции по Ближнему Востоку. «Главы государств также обменялись мнениями по некоторым практическим вопросам двусторонних отношений», – сообщила пресс-служба Кремля.
Вечером во вторник в Вашингтоне состоялась пресс-конференция Буша, на которой тот дважды подтвердил в ответ на вопрос журналиста, что обсуждал с Путиным думские выборы: «Я сказал, что мы (США. – «НГ») искренне выражаем свою озабоченность по поводу выборов».
Буш как в воду глядел, оговариваясь: «Не люблю, когда люди оглашают телефонные разговоры со мной. Иногда значение слов искажается. Порой то, что я озвучиваю как сказанное собеседником, бывает не совсем точным, а то, что они приписывают мне, оказывается неточным». Агентство Associated Press передало: «Президент Джордж Буш заявил во вторник, что выразил свою озабоченность в связи с парламентскими выборами в России в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным».
Между тем агентство Интерфакс со ссылкой на пресс-секретаря Путина Алексея Громова сообщило во вторник в 23.08: «Президент США в телефонном разговоре с президентом России не выражал своей озабоченности в связи с парламентскими выборами в нашей стране». По словам Громова, личное вмешательство которого в столь поздний час само по себе означает, какое значение этому вопросу придают в Москве, тему парламентских выборов инициативно поднял Путин. «Президент РФ проинформировал американского коллегу об итогах выборов, в связи с чем президент США отметил, что популярность Владимира Путина в России известна», – добавил пресс-секретарь.
Госдеп США неоднократно заявлял об обеспокоенности ходом предвыборной кампании в России еще до момента голосования, а после 2 декабря требовал расследовать сообщения о манипуляциях. В минувшее воскресенье пресс-секретарь Совета национальной безопасности Гордон Джондро заявил, что Вашингтон «выражал свою озабоченность из-за использования государственных ресурсов в поддержку «Единой России». Джондро раскритиковал позицию СМИ в отношении правящей партии, запугивание политической оппозиции и отсутствие равных возможностей для оппозиционных кандидатов и партий.
По словам Громова, Путин в беседе с Бушем подверг критике некоторые действия и заявления Госдепартамента в связи с парламентскими выборами в РФ. «На это Буш заметил, что американское внешнеполитическое ведомство поступает таким образом, чтобы искренне довести до россиян его настроения», – разъяснил Громов.
Американский президент, спрятавшись за обезличенным «мы» – «мы искренне выражаем свою озабоченность по поводу выборов», вероятно, пытался убить махом двух зайцев: не обидеть «друга Владимира» и одновременно оградить себя от внутренних нападок.
«Президента США критикуют за слишком мягкий подход к Путину представители консервативного крыла Республиканской партии. По их мнению, Буш закрывает глаза на прегрешения Путина и не до конца выполняет свой долг американского президента», – отметил в интервью «НГ» замдиректора Института США и Канады Виктор Кременюк. В то же время эксперт уверен: вопрос будущего России волнует лично Буша: «Идет ли РФ к восстановлению квазитоталитарного государства? Если да, то она – враг, которому США снова придется противостоять. Этот вопрос очень важен для главы Белого дома». Кременюк предположил: Громов попытался смягчить тот факт, что президенты обсуждали внутрироссийские дела, поскольку «если для американского лидера это нормально, то для Путина – нет».
Между тем для Буша взаимопонимание с хозяином Кремля сейчас очень важно. Во вторник американский лидер дал понять, что у Москвы и Вашингтона есть точки соприкосновения по иранской ядерной программе.
«Россия приняла интересное тактическое решение, которое США поддерживают. Оно предполагает, что у Ирана есть суверенное право пользоваться мирной ядерной программой, – сказал Буш. – Чем они (иранцы. – «НГ») не пользуются, так это нашим доверием, благодаря которому они могли бы сами обогащать уран для функционирования станций». По словам главы Белого дома, Россия, как и США, отдает себе отчет, что развитие Ираном оружейной ядерной программы представляло бы реальную опасность. Глава Белого дома также признал, что обсуждал с российским коллегой шаги на случай, если Тегеран не приостановит свою ядерную деятельность. Поддержка Москвы необходима Вашингтону для принятия третьей антииранской резолюции СБ ООН.