Гладкой дороги, ведущей к ядерному разоружению Северной Кореи, не существует. В этом еще раз убедились вчера участники многосторонних переговоров по ядерной программе Пхеньяна. Встреча представителей шести стран, намеченная на эту неделю, отложена. КНДР не раскрыла партнерам полностью свои достижения в военных атомных разработках.
Ожидалось, что в следующем раунде переговоров между КНДР, Южной Кореей, Китаем, Россией, США и Японией будут намечены шаги по закрытию северокорейских ядерных объектов. Одновременно предполагалось обозначить «вознаграждение», которое страна Чучхе получит за сотрудничество в разоружении. Но, по словам министра иностранных дел Японии Масахико Комуры, Пхеньян решил перенести переговоры на более поздний срок. Причина, вероятно, в том, что он не спешит поделиться с партнерами данными о своих ядерных программах.
Однако южнокорейские дипломаты дают иное объяснение. Работы по изъятию отработавших топливных стержней из реактора в Йонбене близ Пхеньяна займут больше времени, чем предполагалось.
Ранее Северная Корея подписала соглашение с пятью региональными державами, предусматривающее, что она заглушит 5-мегаваттный реактор в Йонбене, способный производить оружейный плутоний, и выведет из строя другие важные ядерные объекты до конца года.
Кристофер Хилл, помощник госсекретаря США, играющий главную роль в переговорах Вашингтона с Северной Кореей, вчера находился в этой стране. Американскому дипломату было позволено посетить и осмотреть ядерный комплекс в Йонбене. Он встретился также с министром иностранных дел КНДР Пак Ы Чуном. Хилл, однако, не дал никаких комментариев по поводу итогов беседы.
В чем же причина возникших трудностей в переговорном процессе? Его затягивает Пхеньян или, может быть, США выдвигают чрезмерные требования? С этими вопросами «НГ» обратилась к Джону Свенсону-Райту, эксперту по корейским делам в Chatham House (Королевском институте международных отношений) в Лондоне. По мнению собеседника, северокорейское руководство искренне стремится к урегулированию. Но на пути к нему есть трудности объективного характера. «Во-первых, дезактивировать реактор быстро нельзя. Соглашение предусматривает, что должны быть определенные фазы в этой работе. Сейчас выполняется вторая фаза. Задача – обеспечить на постоянной основе вывод из строя реактора. К этому стремятся США. Но тут еще многое требуется прояснить. Во-вторых, есть вопрос, осуществляет ли Северная Корея программу обогащения урана. КНДР отрицает, что у нее есть такая программа. США полагают, что должна быть внесена ясность во все аспекты ядерной программы. И ей должен быть положен конец». Эксперт отметил, что последняя тема – предмет намечавшихся переговоров.
Тем не менее тот факт, что американские специалисты посетили реактор и убедились в наличии 8 тыс. стержней, которые нужно изъять из него, – очень обнадеживающее событие. «Думаю, что Северная Корея не уйдет с переговоров. В таком случае она подверглась бы критике международного сообщества и, что особенно важно, вызвала бы недовольство Китая, своего союзника», – сказал Свенсон-Райт.
На вопрос «НГ», можно ли ожидать завершения переговоров до конца года, специалист ответил, что сомневается в столь быстром финале сложного процесса дискуссий с КНДР.