Директор Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ Кристиан Штрохал в интервью «Независимой газете» 28 ноября 2007 года утверждает, что он не слушает чьих-либо рекомендаций. Это весьма примечательное признание, к которому хотелось бы привлечь внимание действующего председательства и генерального секретаря ОБСЕ, ее коллективного руководящего органа – Постоянного совета. Нормально ли, что глава одного из институтов ОБСЕ сам себя провозглашает независимым от всех нас? Такого нет ни в одной уважающей себя межгосударственной организации.
На деле нынешний директор БДИПЧ не так уж и независим, и это всем хорошо известно. Он внимательно прислушивается к рекомендациям по крайней мере одного из государств – участников ОБСЕ. А должен был бы выполнять коллективную волю всех их, как ему и положено по его статусу.
Если кто и призван быть независимым, так это наблюдатели за выборами, которые среди прочего не должны получать инструкций от чиновников БДИПЧ. Как это происходит в действительности, остается только догадываться. Ведь алгоритм работы бюро, призванного вроде бы способствовать укреплению демократии, сам по себе очень недемократичен. Никакой гласности, вся внутренняя «кухня» полностью закрыта для публики.
Когда это всплывает, приходится лукавить. Пытаясь как-то прикрыть истинные мотивы решения не участвовать в международном наблюдении за нашими парламентскими выборами, г-н Штрохал ссылается на невыдачу виз и утверждает, что черпал информацию о порядке аккредитации наблюдателей из СМИ.
Правда же, причем документально подтвержденная, состоит в том, что директор БДИПЧ получал такую информацию в полном объеме из постоянного представительства России при ОБСЕ. Ему были заблаговременно направлены и разъяснения порядка аккредитации международных наблюдателей на наших выборах, и бланки необходимых для такой аккредитации документов на русском и английском языках, и координаты Управления внешних связей аппарата ЦИК России. Г-н Штрохал, однако, не снабдил вовремя этими материалами наблюдателей. Причина в неприятии им соответствующей национальной нормативной базы и процедуры аккредитации (вполне, кстати, простых и цивилизованных) как таковых. Он этого и не скрывал в письме постоянному представителю России при ОБСЕ от 2 ноября с.г. В результате для наблюдателей был искусственно создан «информационный вакуум», заполнять который пришлось российским посольствам и консульствам, от сотрудников которых многие наблюдатели по линии БДИПЧ и узнавали впервые о тех элементарных шагах, которые необходимо предпринять для аккредитации. Дезориентировал г-н Штрохал наблюдателей и по срокам их заезда в Россию.
Все это оставляет грустное впечатление. Будет жаль, если подобная искусственная неразбериха повторится перед предстоящими выборами президента России. Хорошо, что К.Штрохал признает в своем интервью хотя бы необходимость иметь соответствующее приглашение российской стороны (которое он почему-то хочет «иметь на руках» немедленно). Достаточно вспомнить, что в контексте выборов в Государственную Думу он намеревался направить в Россию первую миссию БДИПЧ не только до получения приглашения, но даже до появления указа о проведении этих выборов. Хотелось бы надеяться, что в следующий раз г-н Штрохал будет соблюдать хотя бы внешние приличия.