Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, выступая на митинге, вновь отвергнул возможность уступок Западу на переговорах по иранской ядерной программе. Но столь бескомпромиссный подход устраивает далеко не всех даже в лагере консервативных политиков, приближенных к верховному лидеру страны аятолле Сейеду Али Хаменеи. Подтверждением тому стала редакционная статья, напечатанная вчера в газете Jomhuri-e-Eslami (Исламская Республика), которая тесно связана с религиозным истеблишментом Ирана.
Газета подвергла критике Ахмадинежада за то, что он назвал Хоссейна Мусавиана, бывшего представителя Ирана во время обсуждения ядерной проблемы на международных форумах, предателем. В статье указывается, что президент совершил ошибку. Такие суждения могут высказывать только суды.
Хотя президент выдвинул столь серьезное обвинение против Мусавиана, его атака, как полагают наблюдатели в Тегеране, на самом деле была направлена против покровителя иранского переговорщика бывшего президента страны Хашеми Рафсанджани. Полагают, что Рафсанджани ратует за проведение более умеренного курса по отношению к Западу.
Бывший президент стал играть роль лидера консервативных элементов в правящих кругах, которые вначале поддерживали Ахмадинежада, но в последнее время все чаще открыто высказывают несогласие с его политикой. Это, вероятно, беспокоит нынешнего главу исполнительной власти. Ведь Рафсанджани вхож к аятолле Хаменеи, за которым остается последнее слово при решении всех важных вопросов, включая ядерную программу.
Ранее Ахмадинежад не только охарактеризовал своих оппонентов как отступников, но и предупредил, что может принять против них меры. В условиях, когда прессе опасно называть вещи своими именами, эти слова были восприняты как залп по лагерю Рафсанджани.
Отвечая президенту, газета Jomhuri-e-Eslami, подчеркнула, что президенту не следует вмешиваться в судебные дела. А меры следует принимать против тех, кто выдвигает подобные обвинения против конкретных лиц.
Этот всплеск открытой полемики между двумя группировками в иранской правящей элите имел место в момент, когда в Вене совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) собрался для обсуждения последнего доклада по Ирану. В докладе говорится, что Тегеран, пренебрегая призывами ООН, продолжает обогащать уран. Но в то же время Иран предоставляет больше ответов на вопросы, касающиеся его прошлой деятельности в ядерной сфере.
Ряд западных стран, включая США, Англию и Францию, добиваются ужесточения санкций за то, что Иран игнорирует резолюции Совета Безопасности ООН. Но Россия и Китай доказывают, что любым новым наказаниям Ирана должны предшествовать переговоры с ним.
Заседание совета управляющих даст возможность главе МАГАТЭ Мохамеду Эль Барадею защитить свой план работы с Ираном. План создал механизм для того, чтобы Иран внес больше ясности в вопрос о своей ядерной программе. По словам Эль Барадея, в то время как Тегеран сообщил больше сведений о своей прошлой деятельности, от него следует запросить новых объяснений по поводу обнаруженных инспекторами МАГАТЭ следов обогащенного урана, пригодного для изготовления бомбы. Эти следы инспекторы нашли на ядерных объектах в Иране.
Новый иранский главный переговорщик по ядерным делам Саид Джалили утверждает, что Тегеран выступает против создания оружия массового уничтожения. Но он не позволит во имя политических мотивов ущемить свое право на мирное развитие атомной энергии.