Америка все глубже втягивается в водоворот внутриполитического кризиса в Пакистане. Замгоссекретаря США Джон Негропонте во время встречи с президентом страны генералом Первезом Мушаррафом в субботу потребовал от него отменить чрезвычайное положение и освободить тысячи арестованных оппозиционных активистов. Генерал в ответ пообещал провести парламентские выборы до 9 января, но отказался сообщить, когда будет восстановлено действие Конституции, гарантирующей свободу собраний и соблюдение других прав человека.
Негропонте, выступающий в роли специального посланника президента США Джорджа Буша, постарался подсластить горькую пилюлю, предложенную генералу, заверениями в том, что в Вашингтоне ценят Мушаррафа как союзника в войне против «Талибана» и «Аль-Каиды». Однако, по словам американского дипломата № 2, чрезвычайное положение несовместимо со свободными и справедливыми выборами. При этом замгоссекратаря заявил, что Мушарраф должен также выполнить свое обещание уйти с поста командующего армии.
Как видно из высказываний Негропонте на пресс-конференции, состоявшейся вчера в Исламабаде, Мушарраф подтвердил, что снимет военный мундир, как только Верховный суд объявит президентские выборы, состоявшиеся в октябре, легитимными и признает его избрание гражданским президентом. Но по поводу чрезвычайного положения ограничился туманным обещанием пойти навстречу пожеланиям США, как только улучшится «ситуация в области закона и порядка».
Ясно, что беспрецедентный нажим со стороны Вашингтона усугубил трудности генерала. Ведь безропотно уступив старшему партнеру, он подорвал бы свою репутацию в глазах высших офицеров вооруженных сил, многие из которых возмущаются американским вмешательством и тайно симпатизируют исламистам. Поэтому, защищая свое решение ввести чрезвычайное положение, Мушарраф сослался в интервью Би-би-си на самую чувствительную для мирового сообщества проблему: безопасность ядерного оружия, имеющегося у Пакистана.
Генерал назвал ядерное оружие «стратегическим активом». По логике президента, если выборы пройдут «в обстановке беспорядков», то у власти могут оказаться «опасные элементы, которые могут поставить под угрозу стратегические активы Пакистана». Чтобы не допустить подобного развития событий, нужно обеспечить армии возможность продолжать играть ведущую роль в жизни страны. «Пока есть военные, со стратегическими активами ничего не случится; мы несем ответственность, и никто ничего с ними не сделает» – так охарактеризовал состояние ядерной безопасности в стране Мушарраф.
США за последние шесть лет израсходовали 100 млн. долл. на помощь в охране ядерного арсенала Пакистана. И в Вашингтоне не хотят терять столь важный рычаг влияния на пакистанскую военную верхушку. Не удивительно, что Негропонте во время своей пресс-конференции не ответил на вопрос о том, прекратят ли США оказывать военную помощь Пакистану, если Мушарраф не выполнит их требования.
Наблюдатели в Южной Азии полагают, что Вашингтон все же рассчитывает помирить Мушаррафа и Беназир Бхутто, лидера пакистанской Народной партии. США надеются, что после выборов в Пакистане будет править тройка в составе Мушаррафа, Бхутто и Ашфака Каяни, ныне занимающего должность замначальника штаба армии. Мушарраф ранее объявил, что Каяни станет командующим армии после того, как он сам превратится в гражданского президента.