Двое школьников гимназии имени Георга Бюхнера планировали нападение на учителей и учащихся, однако полиции стало известно об этом заранее. Ни один человек из тех, на кого было рассчитано покушение, не пострадал. Умер лишь один из несостоявшихся юных убийц. После разговора с полицейскими он бросился под трамвай и скончался от полученных травм.
Такого трагического конца никто не ожидал. Полиция, однако, отводит от себя все обвинения в неосторожном при ведении дознания. Представитель кёльнского отдела по борьбе с уголовными преступлениями рассказал на пресс-конференции, что во время допроса полицейские «лишь» предъявили школьнику обвинения. А пресс-секретарь полиции г. Кёльн сказал: «Мы сделали всё, что стоит в указе министерства».
17-летний школьник Рольф Б. совместно со своим 18-летним одноклассником Робином Г. готовил преступление, которое намеревался совершить в годовщину кровавой расправы в немецком городе Эмсдеттене 20 ноября прошлого года. Тогда 37 учителей и учеников технической школы получили ранения, шесть из них – от выстрелов 18-летнего Бастиана Б.
По признанию Робина, «мы хотели ранить и убивать, а потом покончить жизнь самоубийством». Полицейские обнаружили у юношей два арбалета и 16 стрел, а также несколько пневматических пистолетов. Они составили и список с именами 17 школьников и учителей, подлежащих физическому уничтожению.
Раскрыть планируемое преступление помогли их одноклассники. Именно они рассказали школьной дирекции о том, что Робин однажды спросил одного из своих приятелей, не смог ли он приобрести для него огнестрельное оружие. Робин также выставил на одном из интернет-форумов фотографии кровавой расправы с учителями в школе Коломбайн (США, штат Колорадо). Однако незадолго до своего самоубийства он обещал полицейским убрать их из интернета.
Одна из учениц гимназии рассказала прессе, что недавно старшеклассники говорили между собой о том, кто в школе сможет повторить то, что сделали финские парни две недели назад. По её словам, ни у кого не возникло сомнений, что это сможет сделать «странный одиночка Рольф».
Одиночка. Именно отторжение в среде одноклассников и учебные неудачи называют среди причин возникновения плана кровавой расправы. И Робин, и Рольф были не приняты сверстниками. По свидетельству криминальных психологов, основным мотивом таких деяний является желание, чтобы «все» узнали о твоём существовании.
О желании заявить всем о себе писал на своём интернет-форуме и 19-летний школьник гимназии имени Гуттенберга в Эрфурте. Именно он 26 апреля 2002 года совершил самое страшное в истории Германии преступление такого рода. Тогда погибли 12 учителей, одна секретарша, двое учеников и один полицейский.
Уже тогда встал вопрос о том, как предотвратить подобные преступления. Чтобы усложнить для школьников совершение преступлений было принято решение о сокращении доступа к огнестрельному оружию. С апреля 2002 года его можно приобретать только по достижении 21 года, а не с 18 лет, как это было раньше. При этом носить оружие разрешается только по профессиональной необходимости. Право обладать оружием без права постоянного ношения имеют кроме того лишь члены стрелковых спортивных клубов.
Как показали последующие события, ограничение доступа к оружию, хотя необходимая мера, но не выход из положения. Экспертам ясно, что подобные «крики отчаяния» – результат социального одиночества, личной неустроенности и разочарования в школе. Однако количество школьных психологов в немецких гимназиях с тех пор только уменьшилось. По оценкам экспертов, в немецкой школе учителя с недовольством относятся к обязанностям классного руководителя, сокращая до минимума время общения с родителями и учениками. Таким образом ученики предоставлены сами себе. Исключения составляют педагоги по призванию. Но таких, к сожалению, мало.
Ещё одной из причин повторения кровавых расправ преступлений в школах специалисты считают слишком пристальное внимание прессы, в особенности жёлтой, к таким происшествиям. Убийцы часто представляются героями, а картины кровавых преступлений курсируют из газеты в газету и не сходят с экрана телевизора. Всё это мотивирует психически не уравновешенных школьников к подражанию. Ведь именно так они могут пробрести известность.
Берлин