Вчера в Сеуле началась трехдневная встреча премьеров Республики Корея и КНДР по вопросам экономического сотрудничества двух стран. Переговоры идут на фоне разногласий участников шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной проблеме.
Премьер-министр КНДР Ким Ен Иль, третье лицо в государственной иерархии Северной Кореи, и премьер-министр Республики Корея Хан Док Су ведут переговоры в отеле «Шератон – Уокер Хилл». Первая за 15 лет встреча глав правительств должна наметить конкретные планы реализации договоренностей лидеров двух корейских государств Ким Чен Ира и Но Му Хена по вопросам экономического сотрудничества.
Накануне этой встречи президент Южной Кореи Но Му Хен выступил с привлекшей широкое внимание инициативой проведения саммита четырех сторон, участвовавших в Корейской войне: двух Корей, КНР и США. Эта встреча по замыслу президента должна дать импульс подготовке мирного договора, который официально положит конец войне, заменив соглашение о перемирии 1953 года. Как считает Но Му Хен, такая встреча поможет достижению главной цели – окончательной ликвидации корейской ядерной программы.
Переговоры в Сеуле и инициатива Но Му Хена вызвали неоднозначную реакцию в Южной Корее и за рубежом. В консервативных кругах Южной Кореи считают, что президент хочет продемонстрировать продвижение в межкорейских отношениях, чтобы улучшить позиции либеральных политиков на предстоящих президентских и парламентских выборах.
Негативно реагируют на происходящие события в Токио. Японский парламент направил в Вашингтон делегацию, которая должна обратить внимание на то, что быстрое продвижение навстречу Пхеньяну может оставить в стороне проблему граждан Японии, похищенных северокорейскими спецслужбами. Этот же вопрос намерен поставить премьер-министр Японии Ясуо Фукуда в ходе своего начинающегося в пятницу визита в США.
Свой график и у Вашингтона. Там неоднократно давали понять, что могут исключить КНДР из списка «стран, способствующих терроризму», и заключить с ней мирный договор лишь после того, как Пхеньян полностью отчитается о своей ядерной программе и окончательно ликвидирует все ядерные объекты, материалы и уже созданное оружие.
По словам руководителя Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александра Жебина, главы правительств двух корейских государств сравнительно быстро приступили к реализации договоренностей, достигнутых всего месяц назад на саммите в Пхеньяне. Речь идет прежде всего о трех экономических проектах: создании совместной рыболовной зоны в Японском море, развитии порта Хэчжу на юго-западе КНДР и открытии транспортной железнодорожной связи.
Создаваемая совместная рыболовная зона должна сделать мирным район моря, который был зоной столкновений и споров не только с участием рыболовных судов обоих корейских государств, но и военных кораблей. Порт Хэчжу может стать важным транспортным узлом, а транспортное соединение по железной дороге в районе Кэсона, уже прошедшее испытание, в значительной степени поможет расширению торговли и экономического сотрудничества двух Корей. Последний проект важен и для России, так как способствует формированию международной транспортной магистрали, соединяющей Европу с Дальним Востоком.
Что касается инициативы проведения саммита четырех стран, то она, по мнению эксперта, еще не совсем созрела. До конца года Пхеньяну предстоит выполнить важные договоренности: полностью отчитаться о своей ядерной программе, в том числе прояснить вопрос о наличии или отсутствии у него «уранового проекта», вывести ядерные объекты из рабочего состояния и сообщить данные о наличии ядерного оружия. Видимо, лишь после этого наступят условия для заключения мирного договора.
По мнению эксперта, Но Му Хен внес ясность в вопрос о том, сколько должно быть участников мирного договора. Он возник из-за того, что по итогам октябрьского саммита Ким Чен Ира и Но Му Хена было заявлено о трех-четырех. Тогда некоторые эксперты подумали, что речь идет о попытке исключить из этого процесса КНР. Теперь после заявления Но Му Хена ясно, что определенно будет четыре участника договора.