Россия не только видит в планах создания ПРО в Европе угрозу для себя, но и считает адаптированный Договор по обычным вооружениям (ДОВСЕ) в Европе кабальным. Такую позицию РФ изложит сегодня на заседании Совета Россия–НАТО в Брюсселе начальник Генштаба российских ВС Юрий Балуевский.
Открывшееся вчера двухдневное заседание начальников генеральных штабов 26 стран – членов НАТО сегодня перерастает в серию коллективных форумов: заседание Совета Россия–НАТО, встречи с участниками программы «Партнерство ради мира», Средиземноморского диалога, с представителями Украины.
Глава российской делегации генерал Балуевский перед отъездом в Брюссель разъяснил СМИ российскую позицию по темам обсуждений. Весьма жесткие и красноречивые формулировки, которые он использовал, видимо, были частично обкатаны перед более узкой аудиторией участников переговоров.
«Если к 2011 году американцы планируют создать радар (в Чехии) и к 2012–2013 годам – противоракеты (в Польше), то эти противоракеты и этот радар будут однозначно направлены против России. Это подтверждаемо как аксиома», – заявил Балуевский в интервью телекомпании Russia Today.
«Я полагаю, что у кого-то в Соединенных Штатах еще существует желание, мягко говоря, попробовать решить задачи тем оружием, которое имеется в США. Но, чтобы решить эти задачи, надо получить полное основание, что применение этого оружия не вызовет ответного удара. Обеспечить безнаказанность применения своего оружия и не получить в ответ что-то – это движет сегодня теми людьми, которые предлагают президенту Соединенных Штатов создать глобальную систему ПРО», – заявил Балуевский.
Не менее жестко высказался Балуевский о ДОВСЕ. По его словам, даже в пересмотренном – адаптированном в 1999 году – договоре содержатся кабальные аспекты – фланговые ограничения для России.
Попутно досталось и руководству России того времени. «Мне трудно комментировать, какими мыслями и помыслами руководствовалось политическое руководство страны, но в той ситуации, если с сегодняшнего дня смотреть на эту ситуацию, в любом случае в этот адаптированный договор я бы не закладывал то, что сегодня однозначно является кабальным, колониальным. Это фланги. Это надо было исключить из адаптированного договора. Тогда бы сегодня нам с европейцами было бы намного проще разговаривать», – считает Балуевский.
Проблему создает и то, что все это время «договор исполняла одна Россия». Надо спросить участников заседания в Брюсселе, почему все эти семь лет никто из них «не сделал даже полшага» в сторону ратификации адаптированного ДОВСЕ, считает Балуевский.
Еще одна серия вопросов, которые Балуевский собирался задать коллегам, касается Грузии. По его словам, 820 млн. долл., что тратятся в Грузии на военные цели, «не соответствуют ситуации в стране». Кроме того, по мнению начальника Генштаба, нынешние события в Грузии отчасти спровоцированы странами НАТО.
Какие развязки проблем намерена предложить российская делегация? Судя по высказываниям Балуевского, Москва по-прежнему пытается заинтересовать США и НАТО своим предложением создать центр обмена информацией об обнаруженных ракетных пусках. Его сформулировал президент РФ Владимир Путин. Такой центр может быть создан в Москве или в Брюсселе, чтобы стать заменой, но ни в коем случае не дополнением американских ударных средств в Польше и РЛС в Чехии, разъясняет Балуевский. Если соглашение об этом будет заключено, Россия готова взять на себя обязательства по предоставлению всей информации со станции слежения в Габале и строящейся РЛС в Армавире.
Второе предложение: не спешить. По словам генерала, «сегодня 10 противоракет не представляют угрозу для России». «Тем более, пусть на меня не обидятся мои американские коллеги, тех ракет, которые они пытаются засунуть в шахты, не проверенных, не оттестированных, я уже не говорю о реальной обстановке, но они не были испытаны и в обстановке полигонной. Зачем такая спешка?» – спрашивает Балуевский.
Наконец, руководитель российской делегации отвергает версию об увязке стремления России выйти из ДОВСЕ и проблемой развертывания ПРО в Европе.