В конце минувшей недели госсекретарь США Кондолиза Райс дала подробную оценку российско-американским отношениям и спрогнозировала их дальнейшее развитие. В интервью газете Dallas Morning News в Техасе глава Госдепа заявила, что главный вызов России внешнему миру – это ее энергетическая политика.
На просьбу прокомментировать последствия сближения России с Китаем Райс дипломатично ответила, что не разделяет звучащие мнения о большом потенциале оси Москва–Пекин. Госсекретарь указала, что азиатского гиганта и Россию разделяют двусторонние проблемы и противоречия, и тут же дала понять: Москва и вне связки с Пекином представляет для Вашингтона серьезный вызов.
Райс выделила три аспекта в отношениях с Москвой: взаимодействие по глобальным вопросам, контакты на постсоветском пространстве, а также восприятие Вашингтоном российской внутренней политики. Интересно, что наиболее проблемными для Вашингтона представляются два последних пункта. «Мы относительно неплохо взаимодействуем с Россией в борьбе с глобальным терроризмом, с глобальными ядерными угрозами. То же можно сказать о нашей совместной работе по Северной Корее и, откровенно говоря, по Ирану», – заявила госсекретарь. Россия и США могут расходиться по времени и масштабам антииранских санкций, однако эти разногласия носят лишь тактический характер, сказала она.
Более сложная ситуация складывается со взаимодействием РФ и США на пространстве бывшего Варшавского договора. Райс упрекнула Москву в том, что та склонна воспринимать вопросы расширения НАТО и действия США в Центральной Азии как игру с нулевой суммой. «Полагаю, дело идет к тому, что мы окажемся вовлечены в конфликты, связанные с Россией, в том смысле, что...» – сказала госсекретарь и оборвала фразу. Далее она напомнила, что Москва после периода неопределенности 1990-х снова очерчивает свои интересы в указанном регионе.
Наибольшее беспокойство Вашингтона вызывают концентрация власти в Кремле и связанное с ней усиление госконтроля над нефтегазовыми ресурсами страны. Глава американской дипломатии заявила, что именно нефтегазовая политика Москвы представляет «самый большой вызов». «Думаю, можно урегулировать вопрос, связанный с размещением объектов противоракетной системы США (Москва выступает против планов Вашингтона развернуть РЛС в Чехии и 10 противоракет в Польше. – «НГ»). Мы можем уладить вопрос о том, как скоро принять очередную резолюцию по Ирану, – призналась Райс. – Но, когда речь заходит о внутриполитической обстановке в РФ и использовании нефти и газа в политических целях, все резко усложняется».
Глава Госдепа, основываясь на впечатлениях от своей октябрьской поездки в Россию, рассказала журналистам, что российское телевидение напомнило ей советское ТВ конца 1970-х. Она с удовлетворением отметила, что российская молодежь пользуется интернетом и что способность российских властей контролировать поток информации на самом деле меньше, чем это осознают в Москве.
Замечание госсекретаря о том, что самая популярная вещь в Москве сейчас – это ипотека на 30 лет, вызвало смех американцев. Райс предположила, что именно у этой группы заемщиков появятся определенные политические интересы, так же как и у растущей прослойки бизнесменов и предпринимателей. Этот сегмент избирателей, по мнению госсекретаря, способен в будущем оказать «значительное давление» на политическую систему страны. Пока же «русские просто испытывают благодарность (к действующим властям) за большую экономическую и политическую стабильность по сравнению с непростыми 1990-ми», – резюмировала Райс. Когда эта «благодарность» может иссякнуть, она прогнозировать не стала.