Федеральный канцлер Ангела Меркель встретится сегодня в Берлине в рамках межправительственных консультаций с главой французского государства Николя Саркози. Два европейских лидера наверняка поделятся впечатлениями от общения, которое состоялось у них накануне с подчеркнуто гостеприимным Джорджем Бушем.
Общение Меркель и Саркози с Бушем было посвящено во многом одним и тем же проблемам: трансатлантические отношения, региональные конфликты, нераспространение ОМУ, европейские проблемы и в том или ином аспекте Россия. Об отношениях с ней накануне встречи с Меркель достаточно подробно говорил Джордж Буш (см. «НГ» от 09.11.07). Бундесканцлерин на эту тему широко не высказывалась. Но в день ее приезда в Кроуфорд весьма примечательно прозвучало в Берлине выступление министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера
Поводом стало состоявшееся 9 ноября в германской столице учредительное собрание Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations -ECFR) 9 ноября в Берлине. Его задачей провозглашается формирование единой внешнеполитической линии стран ЕС. Причем, судя по представленному к берлинскому заседанию докладу, преимущественно духе противостояния с Россией.
В этой связи Штайнмайер назвал неверной стратегию отдаления ЕС от России. «Я стою на том, – заявил немецкий министр, – что стратегическое партнерство остается ключевым вопросом для безопасности Европы – даже если кому-либо трудно выговорить эти слова. Наши совместные интересы много весомее, чем имеющиеся политические разногласия. Мы нуждаемся в России для совместной ответственности за стабильность в мире – на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке, в вопросах контроля над вооружениями и энергетической безопасности».
Сообщения об итогах переговоров американского и немецкого лидеров в Кроуфорде говорят о том, что эти темы там затрагивались. Но больше всего бундесканцлерин интересовала иранская проблема. Учитывая настроения в Германии, для Меркель было очень важно заручиться заверениями хозяина ранчо о приверженности мирному урегулированию конфликта с Тегераном. И формально она получила их. Бундесканцлерин заявила в Кроуфорде, что угроза, создаваемая иранской ядерной программой, серьезна. После бесед с Бушем она повторила свою готовность к «дальнейшим возможны санкциям», если переговоры с Ираном не достигнут прогресса.
Более того, она сказала, что в этом случае обсудит с представителями германской индустрии вопрос о ограничении торговой активности ФРГ, являющейся главным экономическим партнером Ирана в ЕС. Это прозвучало в духе известных установок Вашингтона, который давно требует от европейцев свернуть экономическое сотрудничество с Ираном. Буш ратовал в Кроуфорде сепаратное принятие новых антииранских санкций Соединенными Штатами и «дружественными государствами» ЕС в обход ООН, если не будет согласия всех постоянных членов СБ.
Хотя в вопросах климата, перспектив постоянного членства Германии в Совбезе и ряде других сближения позиций не отмечено, на заключительной пресс-конференции стороны демонстрировали полное удовлетворение взаимным общением. Гостеприимный хозяин ранчо пообещал перед расставанием: «Так, теперь я дам канцлерин съесть гамбургер». На что Меркель отозвалась, что для нее, как уроженки Гамбурга, «это будет чудесная вещь».