Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер заявил сегодня в Москве, что не видит и не ожидает военного решения проблемы иранской ядерной программы. По его словам, достигнутая на шестисторонних переговорах договоренность о поэтапной денуклеаризации Северной Кореи должна стать примером для решения иранской проблемы. При этом важным аспектом решения по Северной Корее был достигнутый баланс между средствами давления и стимулами, которые были предложены Пхеньяну. Кроме того, по словам Киссинджера, важную роль в достижении договоренностей с Пхеньяном сыграла КНР.
Как отметил бывший госсекретарь США, «шестерка», занимающаяся иранской проблемой, пока не пришла к согласию о том, когда Ираном может быть достигнута «точка невозврата». А это важный вопрос, влияющий на решение проблемы. По мнению Киссинджера, необходимо достичь общей оценки по этому вопросу и ясно, основываясь на единой позиции, дать понять Тегерану, что создание им ядерного оружия неприемлемо. В дальнейших действиях следует исходить из этой позиции.
Как отметил Киcсинджер, недопущение распространения ядерного оружия ныне выходит на уровень задачи первостепенной важности. «Будучи госсекретарем США, в периоды международных кризисов я исходил из понимания, что Советский Союз не прибегнет к использованию ядерного оружия, кроме как в безнадежной ситуации», - сказал Киссинджер. Однако другое дело, когда ядерным оружием будут обладать 20 стран. В этом случае вероятность ядерной войны возрастет.
-Насколько соответствуют нынешние международные политические стоящим задачам и нужны ли они в условиях глобализации, когда многое решает рынок?
Отвечая на это вопрос, Киссинджер высказал мнение, что иной раз даже экономические вопросы можно решить только политическим путем. Например, на одной из недавних международных встреч он услышал предсказание, что не позднее чем через пять лет произойдет энергетический кризис. Если это так и случится, то рыночного механизма для решения энергетической проблемы будет недостаточно. Потребуется политическое решение.
Что касается существующих политических структур, то они недостаточно отвечают требованиям времени, считает Киссинджер. Например, не совсем эффективен Совет Безопасности ООН, в числе постоянных членов которого не числятся такие влиятельные страны как Япония, Индия и Бразилия. Вместе в работе с тем, по словам экс-госсекретаря, расширение состава СБ потребует отмены права вето, а на это Конгресс США никогда не пойдет. Поэтому надо использовать имеющиеся механизмы международных согласований.
- Насколько верит бывший госсекретарь в звучащие иногда оценки, что быстрый экономический рост КНР создает угрозу другим странам?
По словам Киссинджера, Китай действительно добился поразительных успехов, и уже около 30 лет развивается весьма быстрыми темпами. Экс-госсекретарь считает, что по мере своего экономического усиления Пекин будет претендовать на большее влияние в мире. Вместе с тем, на базе своей длительной вовлеченности в контакты с КНР, Киссинджер уверен, что Пекин стремится избежать ошибки, которую допустил Советский Союз – Китай не делает чрезмерный упор на свое военное усиление.
При этом Киссинджер считает, что КНР всегда проводит самостоятельную политику, и никто не может использовать его как карту в политической игре на международной арене. «Вы не сможете использовать китайскую карту, и мы не сможем»,- заявил бывший госсекретарь США.