Накануне Авиационного саммита Россия – ЕС, который пройдет 16 ноября, осложнились отношения между Москвой и Берлином. В дополнение к ПРО, ДОВСЕ, Косово, Ирану российско-германские отношения «обогатились» еще одной спорной темой. Речь идет об использовании воздушного пространства РФ грузоперевозчиком «Люфтганза-Карго» при полетах в Восточную и Юго-Восточную Азию. В последние дни из Берлина слышна не только критика в адрес Москвы, но и угрозы заблокировать ее вступление в ВТО.
Напомним, что 28 октября российская сторона без предупреждения закрыла небо для «Люфтганза-Карго», а затем после обращений Берлина вновь временно открыла его до 15 ноября. Москва предлагает «Люфтганзе» использовать в качестве транзитной базы Красноярск. «Люфтганза» считает для себя более выгодным совершать промежуточные посадки и дозаправки в казахской Астане. Казалось бы, техническая, по сути, проблема быстро переросла в скандал и обрела политическую окраску.
Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер поднял этот вопрос в телефонном разговоре с главой российского МИДа Сергеем Лавровым. К урегулированию ситуации подключился и федеральный министр транспорта Вольфганг Тифензее. Однако страсти в Берлине не улеглись. В Бундестаге продолжают звучать критические заявления в адрес Москвы.
Председатель парламентского комитета по делам ЕС Гюнтер Крихбаум (ХДС/ХСС) назвал российские действия разбоем. Более того, он пригрозил заблокировать вступление России в ВТО при ратификации соответствующего соглашения в Бундестаге. Депутат призвал федеральное правительство вынести этот вопрос на уровень ЕС. Кстати, 16 ноября в «Президент-отеле» откроется Авиационный саммит Россия–ЕС. По мнению Крихбаума, Россия пытается разобщить страны ЕС, действуя по тому же образцу, что и в вопросе эмбарго на польское мясо.
В свою очередь, член бундестаговской фракции свободных демократов Гаральд Лайбрехт усомнился в недавних заверениях бундесканцлерин Ангелы Меркель и президента Владимира Путина, подчеркивавших на саммите в Висбадене хорошее состояние двусторонних отношений.
Россия, как сказал Лайбрехт корреспонденту «НГ» Анне Розэ, «постоянно жалуется, что ее инвестиции не встречают в Германии и Европе с распростертыми объятиями. Однако спор о праве перелета над российской территорией показывает отчетливо, почему это происходит. Ведь экономические дела невозможны без доверия и надежности». По его мнению, российская экономическая политика была и остается непредсказуемой. «То, что краткосрочные прибыли от права на перелет в итоге обойдутся дороже, чем возможные препятствия для долгосрочных инвестиций в Европе, должно быть очевидно», – подчеркнул наш собеседник.
Как говорилось в сообщении пресс-службы Минтранса РФ, 2 ноября немецкие авиационные власти подтвердили готовность рассмотреть возможность транзитной посадки в аэропорту Красноярска при полетах авиакомпании «Люфтганза-Карго» через воздушное пространство России в страны Юго-Восточной Азии с детальным отражением условий переходного периода и до 7 ноября проинформировать российские авиационные власти о принятом решении. Тем временем глава концерна «Люфтганза» Вольфганг Майрхубер дезавуировал 6 ноября заявление министра транспорта ФРГ о том, что для разрешения разгоревшегося конфликта немецкий авиаперевозчик готов будет перенести свою транзитную базу на территорию России.
В принципе, признает он, выбор другого аэропорта на маршруте в Азию обсуждать можно. Однако Майрхубер настаивает на том, что возможностей для переноса транзитной базы «Люфтганза-Карго» из Астаны в Красноярск в настоящее время нет, аэропорт сибирского центра не имеет оснащения для посадок при любой погоде и для «переезда» туда требуются минимум два года.