Турция по-прежнему не исключает возможности вторжения в иракский Курдистан для нейтрализации базирующихся там курдских сепаратистов. И это несмотря на то, что все имеющие отношение к кризису стороны официально не поддержали идею трансграничной военной операции. Впрочем, Анкара с ней тоже пока не торопится, ограничиваясь зачистками на своей территории и жесткой риторикой.
В повестке дня остаются все возможные варианты борьбы с Курдской рабочей партией (КРП), ответственной за регулярные вылазки и теракты против мирных жителей и силовых структур Турции. Об этом вчера заявил глава МИД страны Али Бабаджан, отметив, что рассматриваются «разные инструменты, как дипломатические, так и военные». Днем ранее, в субботу, глава Генштаба турецкой армии генерал Яшар Буюканит предупредил, что войска готовы заставить сепаратистов «пожалеть» о своих действиях в кратчайшие сроки.
В свою очередь, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что для начала военной операции Анкара не нуждается в чьем-либо разрешении, в том числе и разрешении со стороны США. «Мы не можем сказать, когда и как мы ее осуществим, мы просто приступим к ее осуществлению», – заверил он. Правда, как уже писала «НГ», это вряд ли произойдет до окончания визита Эрдогана в США, намеченного на 5 ноября, – предположение, которое в минувшую пятницу подтвердил генерал Буюканит.
Жесткие высказывания турецких властей последовали после того, как в субботу безрезультатно завершились двухдневные переговоры между Ираком и Турцией о сотрудничестве в борьбе с курдским сепаратизмом. В конце прошлой недели в Анкару прибыли иракский министр обороны Абдель Кадер аль-Обейди Мухаммед Джасем и государственный секретарь по национальной безопасности Ширван аль-Ваили. Вместо того чтобы дать гарантии эффективного противодействия КРП, они предложили увеличить американский контингент на турецко-иракской границе. Турки предложение отвергли.
Тем не менее активная дипломатическая работа по урегулированию кризиса продолжается. Особенно в рамках стран, напрямую затронутых курдской проблемой, – это Сирия, Иран, Ирак и Турция. В минувшие выходные в Тегеране побывал Бабаджан. Иранский президент Махмуд Ахмадинежад провел телефонный разговор с иракским премьером Нури аль-Малики. Параллельно в Дамаске находился спикер парламента Ирака Махмуд аль-Машхадани. В середине же месяца в Анкару приезжал президент Сирии Башар Асад. А в конце этой неделе там ожидают госсекретаря США Кондолизу Райс.
Перечисленные стороны отказались открыто поддержать вторжение в иракский Курдистан.