Завтра в Риме должен состояться очередной раунд переговоров по урегулированию кризиса вокруг иранской ядерной программы. Формат не новый – «евротройка» (Великобритания, Франция, Германия) и Иран. Но с новыми действующими лицами. Собеседником Высокого представителя ЕС по внешней и оборонной политике Хавьера Соланы на этот раз будет не Али Лариджани, а только что сменивший его на посту секретаря Высшего совета национальной безопасности Саид Джалили.
Отставка Лариджани, принятая президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом в минувшую субботу, для многих стала большим сюрпризом. И не только на Западе, но и в самой Исламской Республике. Еще в середине прошлой недели государственное агентство страны ИСНА утверждало, что именно Лариджани отправится 23 октября в Рим, чтобы встретиться с Соланой. Теперь наблюдателям остается лишь гадать, что стоит за неожиданными кадровыми перестановками.
Впрочем, новый главный переговорщик по ядерному досье – не такая уж и темная лошадка. Во всяком случае, не для западных дипломатов. До своего нового назначения Джалили занимал пост заместителем главы МИД Ирана по вопросам Европы и Америки. В рамках этой должности он объездил практически весь Старый континент, обсуждая с коллегами в том числе и ядерные вопросы. Знающие Джалили дипломаты говорят, что он очень жестко и логично выстраивает свою позицию, старясь не давать собеседнику слова.
С 2005 года Джалили является и политическим советником Ахмадинежада. В связи с этим некоторые наблюдатели поспешили сделать вывод, что они – близкие соратники и теперь следует ожидать еще большего ужесточения позиции Ирана по ядерному вопросу. На самом деле в отличие от президента, Джалили (как и Лариджани) состоит в близком окружении верховного лидера Исламской Республики аятоллы Али Хаменеи, администрацию которого с 1998 года возглавляет как раз Джалили.
Причины отставки Лариджани не раскрываются. В Тегеране поговаривают, что по личным соображениям он сам несколько раз просил освободить его от занимаемой должности и теперь наконец-то получил разрешение. Но есть и более экзотическая версия. Комментируя недавний визит президента России Владимира Путина в Иран, Лариджани заметил, что в рамках переговоров с аятоллой Али Хаменеи российский лидер выступил со «специальным предложением» по ядерной программе. Но эту информацию тут же опроверг Ахмадинежад. Якобы за неосторожное высказывание Лариджани и был уволен.
В действительности Лариджани не уходит окончательно из Высшего совета национальной безопасности, а остается в нем в качестве представителя аятоллы Хаменеи. Он не отстранен и от контактов с Соланой и, по некоторым данным, может отправиться в Рим вместе с Джалили. Напомним, что именно результаты завтрашних переговоров наряду с эффективностью совместной работы Тегерана и МАГАТЭ станут основными критериями, по которым в середине ноября мировые державы примут решение о дальнейших шагах в отношении Ирана.