Иракские курды готовы к турецкому вторжению, но воевать с Турцией не намерены. Они надеются, что Анкара воздержится от полномасштабной трансграничной операции, даже получив соответствующее разрешение парламента. Если же армия все-таки решится вступить на территорию Ирака, то властям Курдистана останется рассчитывать лишь на помощь вооруженных сил США.
Сегодня в парламенте Турции должно состояться голосование по представленному в понедельник правительством страны запросу на разрешение провести военную операцию в иракском Курдистане. Там, по мнению турецких властей, скрываются лидеры и боевики Курдской рабочей партии (КРП), ведущей террористическую деятельность против турок, которая за минувшие несколько недель унесла почти 30 человеческих жизней. Впрочем, как отметил официальный представитель кабинета Джемиль Чичек, приказ о вторжении вряд ли поступит немедленно даже при положительном ответе законодателей.
«Мы надеемся, что воспользоваться этим разрешением в итоге не придется, – заявил он. – Мы всегда уважали суверенитет Ирака, но реальность такова, что террористическая организация, базирующаяся на иракском севере, ставит под угрозу территориальную целостность Турции». Правительство премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана ранее уже дважды получало разрешение парламента на упомянутую операцию, но еще ни разу им не воспользовалось.
Вторжение в Ирак скорее всего сильно испортит отношения Турции с одним из ее важнейших союзников – США. Вашингтон уже призвал Анкару воздержаться от чрезмерно жестких мер. Чтобы убедить турецкие власти в нецелесообразности операции, в страну были направлены заместитель госсекретаря Дэниэл Фрид и заместитель министра обороны Эрик Эдельман. Руководство Курдистана также надеется, что Турция послушается американцев и проявит сдержанность. А если не проявит, то за курдов могут вступиться и вооруженные силы США.
«Ответственность за безопасность границы несут центральные власти в Багдаде и оккупационные американские войска. Именно с ними, а не с курдами в первую очередь столкнутся турецкие военные, если вторгнутся на север Ирака, – рассказал «НГ» высокопоставленный источник в курдском региональном правительстве, пожелавший остаться неназванным. Он указал на то, что приграничную зону постоянно патрулируют авиация США и другие американские подразделения, «поэтому столкновения с ними не исключены».
Другой собеседник «НГ», известный в Курдистане политолог Хосро Пирбаль, выразил недоумение в связи с планами Анкары вторгаться на иракскую территорию. Он указал на то, что в результате продолжающихся последние несколько дней артиллерийских обстрелов приграничные зоны уже практически полностью опустели. «В пределах примерно 55 километров от границы почти никого не осталось. Жертвами ударов стали пара человек, а остальные предпочли эвакуироваться. Теперь там одни заброшенные села», – сообщил он.
«Что касается активистов КРП, то их там не было изначально. С учетом того, что у турок есть свои карты, на которых отмечены все основные места концентрации курдов-сепаратистов, хаотичный огонь тем более удивляет», – добавил Пирбаль. По его словам, власти Курдистана «выступают за хорошие отношения с братским турецким народом и многократно предлагали свое сотрудничество с целью мирного решения проблем. Но, к сожалению, в Турции слишком сильно влияние военных кругов, которые пока глухи к нашим призывам».
Упомянутый выше источник в курдском региональном правительстве также подчеркнул стремление курдов к сотрудничеству с Анкарой. «Турки должны понимать, что у нас куда меньше возможностей сдерживать боевиков и террористов, чем у них. Учитывая тяжелую политическую ситуацию в Ираке, к которому мы принадлежим, мы объективно не способны обеспечивать надежность границ. А это наша общая граница. Пусть турецкие власти позаботятся о ее безопасности со своей стороны», – подчеркнул он.
Между тем планы Анкары осуществить военную операцию против богатого углеводородами иракского Курдистана уже взвинтили мировые цены на нефть. В минувший понедельник стоимость барреля достигла очередного рекорда – 85 долл. Дальнейшая эскалация напряжения в регионе и соответственно на нефтяных биржах не выгодна Турции, которая сама является крупным импортером черного золота.