Во вторник вечером в курортном местечке Бад Зааров в окрестностях Берлина закончилась трехдневная неформальная конференция по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Она была созвана по инициативе германского министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера.
В конференции принимали участие представители 30 из 31 государства ДОВСЕ (Казахстан не участвовал), а также трех балтийских стран. Российскую сторону представлял директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИДа Анатолий Антонов.
По сообщению германского МИДа, целью встречи было «обсуждение в неформальной обстановке возможности решения проблемы ДОВСЕ и придание импульса дипломатическому процессу для соблюдения режима договора». Накануне конференции Франк-Вальтер Штайнмайер произнес перед Бундестагом программную речь, проинформировав парламентариев о позиции Германии по ДОВСЕ. С точки зрения главного немецкого дипломата, необходимо «отремонтировать то, что уже было сломано», и не допустить, чтобы «договоры, которые долго обсуждались, втаптывались в грязь».
«Я не могу спокойно смотреть, как другие принимают решение о европейских интересах», – заявил германский министр. Под «другими» явно подразумевалась Россия, объявившая этим летом мораторий на исполнение ДОВСЕ. Как подчеркнул Штайнмайер, речь идет не о «системе ПРО и не о вакуумной бомбе», а о европейских опасениях, что вся «десятилетиями разрабатываемая архитектура будет полностью разрушена». Наряду с указом о приостановке действия ДОВСЕ, подписанным в июле президентом Владимиром Путиным, немцев обеспокоили недавние полеты российской авиации вблизи британских границ, широко разрекламированные совместные российско-китайские учения и испытание вакуумной бомбы.
На такую демонстрацию силы, по мнению Штайнмайера, проще всего было бы реагировать словесными атаками и прекращением переговоров. Но германское правительство решило взять на себя роль дипломатического посредника в переговорах с Россией.
Уполномоченный правительства ФРГ по разоружению Фридрих Грёнинг подчеркнул во время неформальной встречи, что страны НАТО ожидали ответов на те вопросы, которые остались нерешенными во время венской конференции стран – участниц ДОВСЕ, состоявшейся 12–15 июня. Однако, как сообщил «НГ» источник в германском МИДе, говорить о конкретном решении проблем не предполагалось, поскольку самой главной проблемой является позиция российского руководства. «Россия пытается увязать ДОВСЕ с системой ПРО. НАТО и Германия, в свою очередь, отказываются видеть такую зависимость», – сказал наш собеседник.
И хотя, по информации того же источника, во время конференции все страны еще раз подчеркнули свою заинтересованность в сохранении адаптированного ДОВСЕ, разговоры в кулуарах показали, что вопрос о стратегических вооружениях в Европе «находится на критическом перепутье». По словам источника, российская сторона выдвигает еще больше требований и увязывает ратификацию адаптированного ДОВСЕ с еще большим количеством технически запутанных вопросов, чем во время венской конференции.
Как бы там ни было, по окончании встречи Штайнмайер сказал, что удалось лучше понять, где находятся различия и точки соприкосновения в позициях сторон. По его мнению, теперь необходимо, чтобы стороны проявили политическую волю к компромиссу. Германский министр призвал Россию пересмотреть свое решение о моратории на ДОВСЕ.
Напомним, что Россия приостановила действие ДОВСЕ «до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ». Об этом говорится в соответствующем указе российского президента. На днях замглавы МИД РФ Сергей Кисляк заявил, что Москва не исключает возвращения к договору, сообщает РИА Новости. «Мы сейчас, не выходя из договора, замораживаем действие старого ДОВСЕ. Если будут решены все проблемы с нашими натовскими партнерами, мы сможем ввести в силу адаптированный договор», – сказал Кисляк, выступая в Совете Федерации.
В свою очередь, в Минобороны РФ заявляют, что США и НАТО продолжают создавать в Европе военные базы, что противоречит адаптированному Договору об обычных вооруженных силах в Европе. Представитель Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны генерал-майор Владимир Никишин заявил недавно, что в настоящее время фланговые ограничения, в частности по танкам, между Россией и странами, входящими в НАТО, составляют пропорцию 1:3 в пользу стран Североатлантического альянса. «Такой цифровой дисбаланс мы отмечаем по всем пяти типам вооружений, оговоренных в ДОВСЕ», – подчеркнул генерал.
Берлин