Президент Республики Корея Но Му Хен и лидер КНДР Ким Чен Ир со вчерашнего дня проводят в Пхеньяне второй межкорейский саммит.
Трехдневный визит южнокорейского президента начался с того, что он пересек пешком демаркационную линию между Северной и Южной Кореей вблизи от северокорейского города Кэсон. Там же он произнес речь, в которой выразил надежду «постепенно стереть» обозначающую этот рубеж желтую черту поперек асфальтовой дороги. Дальнейший путь Но Му Хен проделал в своем бронированном «Мерседесе». Он прибыл на площадь перед Домом культуры в Пхеньяне, где был выстроен почетный военный караул и стояла молодежь с бумажными цветами.
Оба лидера пожали друг другу руки. Но Му Хен беспрерывно сиял улыбкой, в то время как Ким Чен Ир держался подчеркнуто сдержанно. Семь лет назад, когда состоялся первый межкорейский саммит между Ким Чен Иром и тогдашним южнокорейским президентом Ким Дэ Чжуном, гость прилетел на самолете, и оба прилюдно обнялись. Именно тогда Ким Дэ Чжун провозгласил политику «солнечного тепла» в отношении Северной Кореи, номинально действующую до настоящего времени. Последовавшие шаги двух Корей навстречу друг другу (в их числе создание совместной промзоны в Кэсоне) не помешали созданию Пхеньяном ракетного и ядерного оружия.
Ныне на Корейском полуострове вновь отмечено потепление. На шестисторонних переговорах в Пекине, посвященных корейской ядерной проблеме, в феврале с.г. достигнута договоренность о прекращении ядерной программы Пхеньяна. Остановлен главный ядерный объект – реактор в Йонбене. До конца года должны быть приняты меры к ликвидации реактора и других ядерных объектов.
Как заявил Но Му Хен перед отъездом в Пхеньян, нынешний саммит направлен на обеспечение мира и экономического развития на Корейском полуострове. Как ожидают, это поможет закреплению пекинских договоренностей и решению все еще существующих проблем. Одна из наиболее важных – заключение мирного договора, который бы официально прекратил Корейскую войну. Как известно, военные действия были остановлены Соглашением о перемирии 1953 года, подписанным представителями США, КНР и КНДР. Ныне в числе прочего необходимо решить вопрос об участии в будущем договоре Южной Кореи.
Еще одна проблема возникла в последние недели при обсуждении вопроса об уничтожении северокорейских ядерных объектов. Представители России и КНР отметили на днях возникшую в переговорах проблему вывоза материалов ядерной программы Пхеньяна. Обе страны, согласно разъяснениям, «не предлагали свою территорию» для этой цели. Теперь все взгляды обращены на Но Му Хена: может быть, ему удастся найти подходящее место для северокорейской ядерной свалки. Одной из важнейших тем переговоров является установление доверия в военной области.
В Южной Корее не все однозначно оценивают проходящую встречу. В частности, консервативная оппозиция считает поездку Но Му Хена политическим маневром, направленным против ее прихода к власти. При этом в Сеуле вспоминают, что межкорейский саммит 2000 года, который принес Нобелевскую премию мира Ким Дэ Чжуну, был проведен благодаря взятке в 500 млн долл., выплаченной им руководству КНДР.
Ныне о подобном стимулировании Сеулом диалога с Пхеньяном ничего не говорится. Вместе с тем сообщается о присутствии в составе делегации Южной Кореи около 300 представителей бизнеса, включая лидеров крупнейших корпораций. Официальная цель их участия в поездке – определение возможных направлений капиталовложений в экономику КНДР.
По оценке южнокорейских СМИ, Пхеньян также заинтересован в продуктивном саммите. В том числе и по той причине, что приход к власти в Южной Корее консервативной оппозиции положит конец политике «солнечного тепла».