Визит американской делегации на Габалинскую РЛС не принес прорыва в переговорах между Россией и США по противоракетной обороне. Эксперты полагают, что консенсус по ПРО, возможно, будет достигнут в последние месяцы правления президентов Путина и Буша, если те решат сделать политические жесты ради собственного наследия.
Радиолокационная станция, которую Россия арендует в Азербайджане и которая была предложена американцам для совместного использования, не может быть дополнением к американской системе ПРО.
Об этом заявил вчера замглавы МИД России Сергей Кисляк. Дипломат подчеркнул, что предложение сотрудничать в Габале – альтернатива размещению элементов американской ПРО в Европе. Таким образом Москва отвергла последнее предложение Вашингтона, озвученное 18 сентября генералом Генри Оберингом – главой Управления по противоракетной обороне (УПО) США.
Оберингу не хватает четкости. «Мы очень серьезно подходим к российскому предложению. Но не думаем, что оно способно заменить то, что мы намерены сделать в Чехии», – сказал Оберинг, указав, что радар в Чехии будет более точным. Выслушать доклад генерала в Европейском институте в Вашингтоне собрались дипломаты и представители оборонной промышленности из ряда стран Старого Света. Демонстрируя готовность к сотрудничеству, Оберинг предложил «связать» Габалинскую станцию с РЛС, которую американцы предполагают развернуть в Чехии. Однако в Москве слова генерала вызвали негативную реакцию, которую и обнародовал Кисляк.
Примечательно, что Оберинг выступал в момент, когда американская делегация осуществляла визит в Азербайджан. Эту делегацию возглавлял замначальника Управления по противоракетной обороне генерал Патрик О'Рейли, российскую – первый замначальника штаба Космических войск генерал Александр Якушин. Судя по первым комментариям, стороны остались довольны проделанной работой.
«Нам необходимо время для анализа, мы должны посмотреть, как эта станция взаимодействует с другими нашими станциями и как она вписывается в общую систему ПРО», – сказал на пресс-конференции О'Рейли. «Целью нашего визита было общее ознакомление с возможностями радарной установки для полного понимания предложения российской стороны. Данные РЛС являются сложными, по отдельности такие станции работают хорошо, но как они будут взаимодействовать между собой, пока неизвестно», – признался американский генерал. Тем не менее он, похоже, был настроен оптимистично.
Аналогичного мнения придерживается и генерал Александр Якушин. «Думаю, сегодняшняя плотная работа на объекте убеждает нас в заинтересованности американской стороны в продолжении совместной работы. Мы показали основные характеристики, параметры и перспективы этого объекта, особенно в плане его модернизации. Мы ответили на все вопросы американской стороны на консультациях, проведенных в узком кругу. Думаю, эта работа послужит основой для правильного решения», – сказал Якушин.
Закрыть последнюю прореху. Тем временем эксперты предупреждают, что одновременная работа на станции российского, азербайджанского и американского персонала может стать организационным кошмаром. Остаются технические сложности. Утверждения Оберинга о недостаточной точности РЛС ставятся под сомнение российской стороной. Так, по словам Якушина, Габалинская РЛС способна отслеживать как пуски стратегических, так и оперативно-тактических ракет – именно последними пока обладает Иран. Но станция может лишь отслеживать, а не наводить на ракеты перехватчики, тем более американские. Переоборудовать же ее под стандарты ПРО США практически невозможно. Это главный довод для Пентагона, чтобы отказаться от щедрого российского предложения.
Генерал-майор Владимир Белоус, специалист по американской ПРО, заявил «НГ», что если бы такая необходимость возникла, Россия могла бы модернизировать Габалинскую РЛС с целью сделать ее способной наводить противоракеты. Эту функцию можно заложить и в строящуюся Армавирскую РЛС, на которой Москва также предлагала Вашингтону сотрудничество. Настоящую же причину отказа Владимир Белоус видит в том, что РЛС в Чехии и ракетная база с 10 перехватчиками в Польше закрывают последнюю «прореху» в противоракетной обороне США – перекрывают европейскую часть России, юг Урала и Сибири. Это стратегическая задача, от которой Пентагон не откажется никогда. Однако, продолжая политическую игру, рассчитанную не только на Москву, но и на Европу, американцы послали делегацию в Габалу.
Ассигнования на создание инфраструктуры ПРО в Чехии и Польше уже выделены, поэтому отказываться от планов их строительства поздно. На участие в работе Габалинской РЛС таких ассигнования нет, и планов в отношении станции не существует, предположил эксперт. По его словам, единственная польза от визита американцев на объект в Азербайджане – российским военным предложили посетить объекты ПРО США в Колорадо, на Аляске и в Калифорнии и даже присутствовать на очередных испытаниях противоракеты.
Политическая игра. Между тем на Западе до сих пор нет уверенности в том, что Москва не блефует, предлагая сотрудничество в такой чувствительной сфере, как ПРО. В этой связи эксперты напоминают об июньском заявлении МИД Ирана (а именно на защиту от этой страны нацелены, по словам американцев, будущие объекты ПРО в Европе). Тегеран утверждал: Москва в частном порядке гарантировала, что не будет использовать Габалинскую РЛС совместно с США. Несмотря на то что Москва факт таких заверений отрицала, европейские комментаторы предположили, что Путин «блефует». Такое мнение в интервью «НГ» высказал вчера доктор Питер Лир, эксперт Института Св. Эндрюса (Великобритания).
Сотрудничеству в сфере ПРО между Москвой и Вашингтоном мешают скорее политические, чем технические препятствия, предположила, в свою очередь, директор Московского центра Карнеги Роуз Гетемюллер: «Начатый сторонами технический диалог полезен, но пока он не изменил позиций, принятых на политическом уровне». Отвечая на вопрос, может ли проблема ПРО быть урегулирована при нынешних президентских администрациях, г-жа Гетемюллер сказала: «Президенты, покидая пост, нередко принимают серьезные решения, которые будут восприняты как оставленное ими положительное наследие. А Буш и Путин вскоре уйдут. И все еще есть возможность большого политического жеста с обеих сторон. Тем более что принять подобное решение под силу только президентам». Именно главам государств будут доложены результаты намеченных на 12 октября в Москве переговоров в формате 2+2 между руководителями дипломатических и оборонных ведомств России и США.
Роуз Гетемюллер полагает, что для достижения консенсуса уступки должны будут сделать обе стороны. США, вероятно, придется повременить со строительством объектов в Польше и Чехии, а России нужно будет смириться с переговорами по ПРО, которые Вашингтон ведет с Прагой и Варшавой.