Вчера в Париже завершились двухдневные российско-американские консультации по проблемам ДОВСЕ и ПРО. Российскую сторону представлял заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Кисляк. Американскую – помощник госсекретаря по международной безопасности и нераспространению Джон Руд.
В центре внимания вчерашней встречи этой рабочей группы была судьба Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. В принципе обе стороны заинтересованы в сохранении такого контрольного механизма. Первоначальный договор был заключен в 1990 году между участниками Варшавского и Североатлантического блоков. Затем после распада СССР обновленный вариант ДОВСЕ в 1999 году подписали уже 30 государств. Однако в отличие от России страны НАТО до сих пор не ратифицировали адаптированный ДОВСЕ. В апреле с.г. президент РФ Владимир Путин предложил объявить мораторий на его исполнение Россией. Попытка Москвы решить возникшие вопросы по ДОВСЕ в июле на чрезвычайной конференции его участников в Вене не нашла поддержки Запада.
В обсуждении темы ДОВСЕ вчера с каждой стороны участвовало по десять дипломатов. Решений нет, да их принятие и не предусматривалось. Но сам факт продолжения контакта по этой теме примечателен. Дискуссия в Париже проходила уже на фоне начавшегося на днях в Госдуме процесса рассмотрения законопроекта о приостановлении РФ действия ДОВСЕ. Эта форма российского давления может подтолкнуть альянс к учету российских пожеланий, ставших условием восстановления жизнеспособности режима ДОВСЕ.
Однако не менее, если не более, острой была проблема ПРО. Ею российско-американская рабочая группа занималась в Париже в первый день раунда. Состоялся обмен мнениями и информацией. Американская сторона подчеркивает, что она сделала России новые предложения. Как заявил на пресс-конференции Джон Руд (который одновременно ведет переговоры о базах американской НПРО в Чехии и Польше), США представили новые предложения по совместной деятельности в области ПРО. Руд подчеркнул, что Вашингтон пытается «использовать те предложения, которые были сделаны президентом Путиным, для расширения сотрудничества в области ПРО».
Как известно, Москва предложила ранее Вашингтону совместное использование в целях ПРО Габалинской РЛС, которую Россия арендует у Азербайджана, и строящейся в Армавире станции по предупреждению ракетных пусков. Но все это в качестве альтернативы размещению элементов стратегической ПРО США в Европе, а не в довесок к американской системе.
Следующая встреча рабочей российско-американской группы должна состояться в Москве 3 октября. Затем за дело возьмутся на специальной встрече главы дипломатического и оборонного ведомств РФ и США. Москва сохраняет надежду на возможность взимоприемлемых решений. Глава МИД Сергей Лавров подтвердил это после сиднейской встречи с госсекретарем Кондолизой Райс, на которой обсуждались и проблематика ПРО и ДОВСЕ. Он сказал, что «при наличии политической воли и профессионального, доверительного подхода с обеих сторон есть основание рассчитывать на достижение договоренностей по вопросам стратегической стабильности».