11 сентября 2001 года люди на всех континентах и в режиме реального времени могли видеть крупномасштабные теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Кадры падающих небоскребов за последние шесть лет были многократно повторены в передачах всех телекомпаний мира.
В США не обошлось без проявлений неразберихи, неопределенности и паники – настолько внезапно произошла эта рукотворная катастрофа. На время даже исчез из виду президент США Джордж Буш, которого момент терактов застал во Флориде. В ситуационной комнате Белого дома вместо него некоторое время заседал вице-президент Дик Чейни. Не зная точно, откуда исходит нападение и какие масштабы оно примет, Буш последовал совету пересидеть какое-то время в подземном бункере Стратегического командования США в Колорадо.
Вскоре неразбериха завершилась, и президент вернулся в Вашингтон, где провел совещания с силовиками и назначил крупномасштабное расследование. О том, что за произошедшим стоит «Аль-Каида», в Вашингтоне узнали быстро. Тем более что у президента уже несколько недель на столе лежал доклад американской разведки о том, что группировка, в основном состоящая из былых «товарищей по оружию» в Афганистане, объявила войну «американским крестоносцам». Так что предпринятые сразу несколько расследований не столько касались лиц, захвативших самолеты, и тех, кто их послал, сколько ответственности правительственных ведомств за недосмотр.
Самые крупные в истории США теракты вызвали волну солидарности среди американцев, в том числе в форме поддержки ими органов власти, и с американцами – со стороны других народов и правительств. На волне народной поддержки Белому дому и Конгрессу удалось принять Закон о борьбе против терроризма дополнительно к существующим, а также создать еще одно правоохранительное ведомство – Министерство внутренней безопасности, выделить ресурсы на усиление охраны важных объектов и укрепление безопасности на транспорте.
Джордж Буш назвал тогда терроризм «главной конкретной угрозой безопасности США» и объявил «антитеррористическую войну». Как известно, Владимир Путин первым из иностранных лидеров связался с Бушем по телефону. Президент России с ходу выразил готовность вести совместно борьбу против терроризма как глобальной угрозы.
Каковы итоги идущей уже шесть лет антитеррористической войны?
Что касается усилий властей США на территории страны, то их главный эффект таков: за все эти годы в стране не было осуществлено новых крупных терактов. Но, с другой стороны, американцы явственно ощутили тень всевидящего «Большого брата». Правоохранительные органы воспользовались положениями Закона о борьбе с терроризмом для организации широкомасштабной слежки за американцами. Ныне эта тема стала предметом расследования, которое проводят органы Конгресса. Следы ведут в Белый дом.
Не менее противоречивы итоги антитеррористической войны в глобальном масштабе. К числу побед можно отнести разгром отдельных группировок террористов в ряде стран (Великобритания, Испания, Германия и т.д). Успешной была поначалу и военная операция международной коалиции в Афганистане, когда был свергнут режим талибов, приютивший «Аль-Каиду».
Однако прокатившаяся в эти годы волна терактов подтвердила серьезность и широкий характер террористической угрозы и одновременно показала недостаточную эффективность борьбы с ней. При этом не все действия, названные антитеррористическими, в действительности привели к снижению этой угрозы. Так, иракская война, которую ныне Буш называет «передовым фронтом борьбы с терроризмом», по широко распространенной оценке, лишь усугубила проблему. Ирак стал основным очагом терроризма. Ухудшилась обстановка и в Афганистане, где талибам была на руку передышка в операциях коалиции. Если большинство американцев по-прежнему поддерживают операцию в Афганистане, то иракская война вызывает все большее отторжение.
Все это привело к снижению популярности Буша. Если в ноябре 2001 года его рейтинг достигал 87%, то есть наивысшего уровня для хозяина Белого дома с 1938 года, то ныне, в сентябре 2007 года, он опустился до 33%. Это один из самых низких показателей за последние десятилетия.
Следует признать: антитеррористическая война не привела к устранению угрозы терроризма. Об этом свидетельствуют, в частности, произошедшие в последние недели теракты в Индии, Пакистане, Алжире и других странах. Наконец, об этом напоминает видеозапись заявления Усамы бен Ладена, решившего после трехлетнего перерыва показаться публике на глаза.
На международных форумах, пожалуй, нет такой темы, по которой наблюдалось бы большее единство, чем по вопросу борьбы с терроризмом. Но слова не всегда совпадают с делами. Успешны лишь те действия, которые пользуются всеобщей поддержкой и действительно отражают скоординированные усилия всех стран. И, наоборот, неудачу приносят попытки достичь под прикрытием борьбы с терроризмом целей, не имеющих прямого отношения к борьбе с терроризмом. Пример Ирака в этом смысле более чем убедителен.