Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Испании Мигель Анхель Моратинос прибывает сегодня с визитом в Москву. В эксклюзивном интервью «НГ» Моратинос комментирует вопросы, связанные с реформированием ОБСЕ и конфликтами на постсоветском пространстве.
– Господин министр, как вы оцениваете роль России в ОБСЕ и что вы думаете о предложениях Москвы по реформированию организации?
– Россия всегда играла ведущую роль в ОБСЕ. Например, сейчас Россия играет очень конструктивную роль в развитии сотрудничества в области борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Она уделяет много внимания военно-политической сфере деятельности и в то же время побуждает организацию более пристально держать в поле зрения такие аспекты безопасности, как положение дел в экономике и состояние окружающей среды. При этом не упускается из вида значение человеческого фактора в решении проблем, обусловленных, скажем, религиозной нетерпимостью. Все это придает определенный политический импульс деятельности ОБСЕ. И вот теперь Россия выступила с конкретными предложениями по улучшению работы организации. Мы и другие страны-участницы рассмотрим их с особым вниманием.
ОБСЕ представляет собой уникальный политический форум, который Российская Федерация, США, ЕС и другие страны постоянно используют как для решения политических вопросов на основе консенсуса, так и для обсуждения совместных инициатив по укреплению стабильности, повышению благосостояния и развитию демократических процессов во всех государствах, представляющих наш регион.
– Какие предложения по реформированию ОБСЕ вы находите наиболее интересными?
– Мы с надлежащей серьезностью отнеслись к предложению, поступившему от Российской Федерации и поддержанному уже шестью другими государствами, по принятию Хартии ОБСЕ. Этот вопрос рассматривается в рамках более широких обсуждений, в которые вовлечены все государства-участники; темой их является юридический статус организации и, в частности, более четкое его определение.
Немало можно сделать и по усовершенствованию и оптимизации процесса принятия решений на министерских заседаниях, проводимых в конце каждого года. Именно на это направление и обращено в настоящее время внимание политического руководства Испании. Так, нами инициирован процесс предварительного обсуждения с другими государствами-участниками повестки дня мадридской встречи.
Государства-участники в целом согласились с необходимостью широкого и всестороннего обсуждения вопросов повышения роли ОБСЕ и определения стратегических направлений деятельности организации в ХХI веке, принимая во внимание как новые угрозы и вызовы, так и открывающиеся возможности.
– Как вы относитесь к решению Москвы ввести мораторий на соблюдение Договора об обычных вооруженных силах в Европе?
– Я хотел бы призвать все государства, участвующие в этом договоре, к возобновлению своих усилий по неотложному и серьезному изучению причин, лежащих в основе этого решения России. ОБСЕ продолжает оставаться наиболее пригодной площадкой для обсуждения вопросов контроля над вооружением и укрепления доверия.
– Готова ли ОБСЕ играть более активную роль в решении «замороженных» конфликтов на территории бывшего СССР?
– Продолжающиеся конфликты по-прежнему занимают одно из главных мест в списке приоритетов на период председательства Испании в 2007 году. ОБСЕ не считает себя непосредственно вовлеченной в абхазский конфликт, так как этот регион входит в зону ответственности ООН. В то же время нам принадлежит роль главных арбитров в переговорном процессе, направленном на достижение урегулирования в Южной Осетии и Приднестровье. Мы также постоянно оказываем поддержку сопредседателям Минской группы. Вместе с тем следует иметь в виду, что эти конфликты имеют свои исторические корни и не могут быть решены в одночасье. В конечном счете лишь искренняя политическая воля, проявленная вовлеченными сторонами, может обеспечить решение этих проблем.
ОБСЕ по-прежнему исходит из того, что любые планы урегулирования должны обеспечивать территориальную целостность и суверенитет Грузии и Молдовы. Это является нашей исходной позицией, которую разделяют все государства-участники и к которой они должны, соответственно, относиться с должным уважением.
В Молдове ОБСЕ проделала большую работу с главными переговорщиками в попытке возобновления переговорного процесса в формате 5+2. Это предполагает участие Российской Федерации, Украины и ОБСЕ в качестве посредников, ЕС и США в качестве наблюдателей, а также двух заинтересованных сторон, представленных руководством Тирасполя и правительством Молдовы. В ОБСЕ считают, что любой процесс урегулирования должен проводиться (для придания ему необходимой степени легитимности и последовательности) в формате 5+2. В Грузии же ключевым вопросом остается возобновление диалога между сторонами грузино-осетинского конфликта. В этой связи я полностью поддерживаю все усилия по созыву конференции по данному конфликту. Я считаю жизненно важным повысить безопасность и улучшить социальные условия на этой территории. Поэтому проводимая под эгидой ОБСЕ программа экономического восстановления приобретает особое значение в формировании доверия как между конфликтующими сообществами, так и между переговорщиками.
– Что вы думаете по поводу «ракетного инцидента» между Россией и Грузией?
– В ОБСЕ с глубокой озабоченностью восприняли произошедший 6 августа инцидент с ракетой. Я со своей стороны призвал все вовлеченные стороны к проявлению сдержанности и особо отметил, что лишь совместными усилиями можно провести полную оценку фактической стороны этого эпизода. Я также назначил Миомира Жужула, бывшего министра иностранных дел Хорватии, моим представителем в этом деле. На прошлой неделе он посетил Тбилиси и Москву.