Противостояние между главными политическими силами Ирака выходит на новый виток. У сколоченного премьер-министром Нури аль-Малики «квартета» ведущих шиитских и курдских партий появились серьезные противники. Побороть четверку взялся экс-премьер, американский ставленник Айяд Алауи. Вступить в политическую борьбу с ним готова и бывшая правящая партия БААС.
Как сообщила вчера издающаяся в ОАЭ газета «Аль-Халидж», глава первого постсаддамовского правительства Алауи в ближайшие полгода реализует крупную пиар-кампанию, цель которой – добить кабинет аль-Малики и вернуть себе бразды правления в стране. В этом ему готова помочь всего за 300 тыс. долл. крупная американская лоббистская фирма Barbour Griffith & Rogers (BGR). По информации издания, согласно подписанному 20 августа соглашению, BGR в течение шести месяцев обязывается представлять Алауи «стратегические консультации» и продвигать его интересы «перед американским правительством, Конгрессом и в СМИ».
«Аль-Халидж» утверждает, что уже в среду на прошлой неделе в Конгрессе США было распространено электронное письмо под заголовком «Новые лидеры Ирака». При этом газета указывает на то, что последовавшие от ряда парламентариев-демократов (в частности, от сенатора Хиллари Клинтон, которая имеет серьезные шансы стать кандидатом в президенты от Демократической партии) призывы к смещению аль-Малики, скорее всего являются эффектом как раз работы BGR.
Алауи, возглавляющий партию «Иракское национальное согласие», в состав которой входят и сунниты, и шииты, и курды, так и не смог договориться с аль-Малики о вступлении в «квартет», называемый еще «фронтом умеренных» (Патриотический союз Курдистана, Курдская демократическая партия, а также шиитские Партия исламского призыва и Высший исламский иракский совет). В результате Алауи решил выступить против «фронта умеренных», который, как сообщала ранее «НГ» (см. «НГ» от 16.08.07), по замыслу аль-Малики должен стать главной политической структурой Ирака.
Именно в рамках «квартета» в минувшее воскресенье было принято примирительное соглашение, которое в итоге должно стать «Законом о примирении и ответственности». Политические лидеры смогли достигнуть консенсуса по ряду основополагающих вопросов, в том числе о возвращении деятелей бывшей правящей партии БААС к управлению страной. Это было главным требованием основного суннитского блока – «Иракский фронт согласия» (ИФС), который ранее в этом месяце демонстративно покинул кабинет аль-Малики. Впрочем, ИФС все равно отказалось присоединиться к «квартету» премьера.
Отвергла соглашение и БААС. В официальном заявлении партии подчеркивается: «Мы никогда не станем вести переговоры с оккупантами и их правительством, и мы никогда не пожмем руки оккупационным министрам, пока не будут выполнены конкретные условия: полный вывод (иностранных войск. – «НГ») из Ирака, освобождение иракских и арабских политзаключенных и отмена всех законов, принятых после свержения Саддама Хусейна в 2003 году». При этом сам факт стремления нынешних властей отменить так называемую дебаасификацию, по мнению БААС, свидетельствует о том, что «только с ее помощью возможно навести порядок в государстве».
Вашингтон приветствовал подписание примирительного соглашения. В официальном заявлении Белого дома говорится, что этот документ является «важным символом приверженности (иракских политиков. – «НГ») совместной работе на благо всех иракцев». Американская администрация также обещает «продолжать оказывать поддержку этим смелым лидерам». Правда, документ еще должен быть одобрен парламентом, а до этого – отредактирован специальной комиссией. Наблюдатели предупреждают: данный процесс скорее всего сильно затянется, а до обещанного Джорджем Бушем Конгрессу доклада о прогрессе в Ираке остается всего чуть более двух недель.