Премьер-министр Индии Манмохан Сингх знает, как повысить статус своей страны.
Фото Reuters
Неформальный альянс в составе России, Китая и Индии, создание которого провозглашено приоритетом Москвы в Азии, вновь оказался под ударом. Сначала США, а теперь и Япония, используя свою экономическую мощь, укрепляют стратегические связи с Дели в пику Пекину и Москве. Новым подтверждением тому стал начавшийся государственный визит японского премьера Синдзо Абэ в Индию.
До недавних пор отношения Токио и Дели были весьма прохладными. Японцы, подвергшиеся атомной бомбардировке во время Второй мировой войны, очень болезненно реагируют на проблему распространения ядерного оружия. И когда Индия провела в 1998 году ядерные испытания, Япония приостановила экономические связи с ней по государственной линии. Впоследствии торговля вновь стала расти, но ее объем сегодня равняется всего 4% от торговли Японии с Китаем. Япония держалась на известном удалении от Индии, в то время как другие страны спешили заключать сделки с азиатским гигантом, чья экономика увеличивается ежегодно почти на 9%.
Синдзо Абэ полон решимости положить конец былой отчужденности. Вместе с ним прибыла делегация в составе руководителей 200 крупнейших корпораций, таких как «Тойота», «Кэннон», «Мицубиси», «Хитачи». Главный контракт, который был подписан во время визита, касается транспортного и промышленного коридора между финансовым сердцем Индии – Мумбаи (Бомбеем) и столицей – Дели.
Этот коридор длиной почти 1500 км должен устранить «пробки», из-за которых движение товаров на экспорт тормозится. В коридоре, помимо современных автострад, железной дороги, аэропортов, будет создано девять зон машиностроительной и химической промышленности. Когда проект стоимостью около 100 млрд. долл., в который вложит огромные деньги Япония, будет реализован, Индия с ее более дешевой рабочей силой станет конкурентом Китая на мировых рынках.
Собственно, одна из целей формируемого японо-индийского партнерства состоит как раз в том, чтобы если не сдержать, то сбалансировать растущую экономическую и политическую мощь Китая в Азии. На это указывают ряд индийских комментаторов. «Ни Япония, ни Индия не имеют желания сдерживать Китай, – отмечает профессор Раджа Мохан на страницах «Индиан экспресс». – Тем не менее, Токио и Дели сталкиваются с гораздо более широким вызовом: примут ли они подчиненный статус в китаецентричном порядке, который возникает в Азии?»
Может быть, профессор преувеличивает масштабы китайского влияния? Вряд ли. Достаточно вспомнить строительство военно-морской базы с помощью КНР в Пакистане, растущую зависимость государств Юго-Восточной Азии от Поднебесной в экономической и политической сферах, не говоря уже о роли китайской диаспоры в этом регионе. Факт состоит в том, что страны ЮВА, за исключением Вьетнама, желая обеспечить себе безопасность, все больше ориентируются не на своего бывшего патрона - США, а на Китай.
Именно эта новая реальность побудила США искать в лице Индии противовес устремлениям Пекина и заключить с ней сделку в ядерной области, открывающую перспективу резкого увеличения инвестиций и торговли в области высоких технологий и военно-технического сотрудничества. А вслед за США открылась для кооперирования с Индией в ядерных делах Австралия. Можно ли считать случайностью, что теперь и Япония решила «подружиться» с Индией? Четырехсторонний альянс – Япония, США, Австралия и Индия – пришелся бы по сердцу премьер-министру Абэ, отмечают в связи с этим наблюдатели в Дели.
Характерно, что в рассуждениях индийских комментаторов насчет геополитического значения визита японского гостя Россия даже не фигурирует. Это естественно. Ведь все знают, что за исключением сферы вооружений, она не может быть конкурентом на индийском рынке ни для США, ни для Японии. Но если вспомнить, что Китай отнюдь не отказался от притязаний на часть территорий Индии, то становится совершенно очевидно: ввиду сближения Дели с Вашингтоном и Токио треугольнику Россия–Китай–Индия суждено остаться иллюзией.