Едва вернувшись из отпуска в Итальянских Альпах, канцлер ФРГ Ангела Меркель вновь сосредоточилась на важных международных проблемах. В конце минувшей недели она провела два дня на ледниках Гренландии в 250 километрах севернее Полярного круга. Северной экскурсией она дала старт своему новому наступлению в вопросах климата.
В островном владении Дании Меркель встречал и сопровождал премьер-министр королевства Андерс Фог Расмуссен. Два политика скорее всего не обошли в беседах актуальную тему нефтегазовых месторождений Северного Ледовитого океана. Дания тоже претендует на них, полагая, что подводный хребет Ломоносова является продолжением не российского, а гренландского шельфа. Теоретически мощная индустриальная Германия могла бы быть датским компаньоном в его разработке. Однако бундесканцлерин привела в Гренландию именно тема борьбы с глобальным потеплением, которая стала коньком ее внешней политики.
Место и время для новой германской активности на экологическом поприще выбраны не случайно. Во-первых, Гренландия дает пример последствий глобального потепления. По данным ученых, площадь ледяного панциря острова ежегодно сокращается на 220 квадратных километров. Кутаясь в ветровку Красного Креста, Меркель совершила морскую прогулку в фьорд Илулисат, где от одноименного тающего глетчера отрываются и сползают в воду большие айсберги.
Во внутриполитическом плане эффектное путешествие в Гренландию призвано убедить избирателей в неотложности новой и, разумеется, затратной экологической программы правительства. На днях она будет обсуждаться кабинетом на двухдневном закрытом совещании в замке Мезеберг. Но очень похоже, что главной целью гренландской экскурсии было все-таки противодействие попыткам Белого дома «перетянуть одеяло на себя» в вопросах климатических вызовов.
В начале августа президент Джордж Буш реанимировал свою идею провести конференцию 15 индустриальных государств для выработки послекиотских рамочных условий ограничения выброса двуокиси углерода в атмосферу. Соответствующим столицам направлены приглашения собраться в Вашингтоне 26–27 сентября.
Между тем именно Меркель, председательствуя первые шесть месяцев года в ЕС, добилась принятия сообществом долгосрочной программы борьбы с парниковым эффектом в Европе. Соответствующая декларация о намерениях в глобальных рамках была одобрена по ее инициативе в июне и на саммите G8 в Хайлигендамме. В итоге бундесканцлерин обрела авторитет «закондательницы мод» на экологическом поприще.
План Буша означает как минимум политическую конкуренцию. Но дело не только в амбициях. В американском и европейском подходах к проблемам климата есть существенная разница в акцентах. В США делают преимущественный упор на биотехнологии. В Европе же ставят вполне конкретные по срокам и практическому эффекту задачи ограничения парниковых выбросов и градусов глобального потепления.
Проблематика борьбы с парниковым эффектом, несомненно, остается той сферой, в которой Германия может реально претендовать на положение глобального игрока. Как отмечается на официальном интернет-сайте Ангелы Меркель, «поездка в Гренландию является первой в ряду зарубежных визитов, в ходе которых бундесканцлерин будет подчеркивать необходимость защиты атмосферы». Не далее как в следующее воскресенье Меркель направляется в Китай и Японию. А в Берлине ее спичрайтеры уже готовят речь, с которой бундесканцлерин, оставаясь до конца года председательствующей в G8, выступит 25 сентября в Нью-Йорке на Генеральной Ассамблее ООН. На ней, конечно, будут подняты и вопросы глобальной экологии.